Музыкотерапия

Ко мне привели девушку 16 лет — недавно ее состояние было близко к самоубийству. Ее глаза смотрели внутрь, она находилась в оцепенении, слова цедила с трудом. Девушка поставила тест Люшера, и, конечно, первым был выбран черный цвет.

Среди сотни репродукций она выбрала Пиету Микеланджело, где трагическая мадонна смотрела на погибшего сына , и скорбное бесчувствие ее прекрасного лица напоминало слова Чехова о красоте человеческого горя.

Оцепенение, серая одежда, нечто монашеское в облике девушки вызывало сочувствие, желание помочь и оживить этот камень музыкой.

Я играл и спрашивал, что ей понравилось.

Девушка выбрала Восьмую сонату Бетховена, где страдалец изживал беду в смирении и жалобе второй части.

Бетховен создал эту музыку после того, как его постигло главное несчастье его жизни: глухота. Отчаявшийся Людвиг писал братьям в завещании, составленном в Гейлигенштадте, что едва не покончил с собой, но нашел спасение в своем искусстве.

Текст завещания позволяет понять настроение музыки, которую выбрала наша пациентка:

» Моим братьям прочесть и исполнить после моей смерти.

О, люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне!

Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, у меня недоставало духу сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глух. Мое несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его.

Для меня нет отдыха в человеческом обществе, нет интимной беседы, нет взаимных излияний. Когда же я бываю в обществе, то меня кидает в жар от страха, что мое состояние обнаружится.

Какое, однако, унижение чувствовал я, когда кто-нибудь, находясь рядом со мной, издали слышал флейту, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал! Такие случаи доводили меня до отчаяния; еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удерживало только одно — искусство.

Искусству моему я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством.

О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, видя собрата по несчастью, который, несмотря на все противодействие природы, сделал все, что было в его власти, чтобы стать в ряды достойных артистов и людей.

Прощайте и не забывайте меня совсем. Будьте же счастливы.

Людвиг Бетховен. Гейлигенштадт, 1801 год «.

Именно эту мелодию жадно слушала моя пациентка. Музыка несла утешение страданиям. Бетховен, создав эту музыку, помог себе и другим людям. Девушка также постоянно хотела слушать органную прелюдию Баха. Это тоскливо сумрачная музыка, сверлящая звуковое пространство в фильме Тарковского Зеркало. Звуковые сгустки погружают в первоосновы жизни, но сурово-правдивая мелодия утешает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Agni-Yoga Top Sites