Слушать прекрасное — значит улучшаться

.

(воздействие музыки на живые организмы)

«Приходит время,   когда   люди особенно нуждаются в симфониях пространства, когда гармония звучаний явится действительно панацеей.»

(Надземное, 608)

«Музыка — самое божественное и духовное из всех искусств.»

(Письма Махатм.)

Музыка… Такая земная и неземная. Музыка — словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы,  тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце — сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе — мелодию разлуки.

В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира.» —  так утверждали древние мудрецы.

Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: «музыка — наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею.» (Кассеодор Сенатор (485-ок.580) «О музыке») [1].

Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм:

1) на духовную сущность человека;

2) на интеллект;

3) на физическое тело.

«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни.» (Армстронг «Кельтские поэты») [2].

Именно «Единой силе Души, Мелодии и Песни» поклонялись друиды — кельтские жрецы древней Британии.

В книге Д.Монро «21 урок Мерлина» Мерлин — посвященный жрец говорит Артуру — будущему королю и своему ученику: «… Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего. Как сказано в некоторых из наших наиболее почитаемых стихов: «Вся музыка, все естественные мелодии – это только слабое непокоренное эхо Имени Творца.» [3].

«Кельтское жречество придавало музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория — Барды — которые занимались ее распространением и изучением.» [4]. Они имели понятие о музыкальных цветах, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий, и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред.

«Песенное Заклинание — … пение Барда — это духовное действо, источником которого служит сама Земля» [5].

Согласно легендам о друидах основа Песенных Заклинаний — это традиция, уходящая корнями в Солнечную страну древних атлантов, которую продолжили Барды и древние греки. Барды были связаны обещанием использовать Песенные Заклинания для самых добрых дел, а потом передавать свою мудрость тому, кто лучше всех ее сохранит: Заклинания имели огромную силу.

Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне.

«Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в отделе исцелений при храмах для лечения нервных расстройств… У них была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств — гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками… Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии.» [6].

Получив сокровенные знания о божественной теории музыки,  Пифагор основал науку о гармонии сфер,  утвердив музыку как точную науку.  Известно, что  пифагорейцы  пользовались  специальными  мелодиями против ярости и гнева.  Они проводили занятия математикой под музыку,  потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Платон, великий Учитель древности и последователь Учения  Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. Например в труде «Законы» Платон рассмотрел воздействие музыкальных ладов: «Какой же лад бывает жалобным? …Миксолидийский, высокий лидийский и родственные лады. — Значит, эти лады, сказал я, подлежат изъятию; они негодны даже для женщин, которые должны быть благоразумными, не говоря уже о мужчинах…» [7].

Аристотель также утверждал,  что с помощью музыки можно определенным образом влиять на  формирование  человека  и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от не чистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие.  К музыке,  как к спасительнице,  обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебут-м-Мут. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр.  Здесь музыкой лечили от тоски и душевных  переживаний.

Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка — отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь  посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Начиная с 19 в.  она накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.

Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века.  Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:  влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;  влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;  воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные,  подтверждающие знания  древних  о том, что музыка — мощнейший источник энергий, влияющих на человека.

Еще в 19 веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки  меняются кровяное давление,  частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания,  как у животных,  так и у человека.  Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций:  согласно его наблюдениям под воздействием музыки  организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение,  устраняет  растущую  усталость и придает физическую бодрость.  С 1969 г.  в Швеции существует музыкально-терапевтическое  общество.  Благодаря  сотрудникам  этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое.

В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для  лечения  сахарного диабета.  Было установлено,  что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью  звуков  природы:  шума прибоя,  пения птиц,  рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя. Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и  магнитофонные  записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов:  сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.

Любопытные результаты получены  в  исследованиях  музыки  народов Востока.  Известно, что  у китайцев, индусов, также как и у древних египтян, «все звуки в природе, а поэтому и музыка находились в прямой связи с астрономией и математикой, то есть с планетами, знаками зодиака, с солнечным и лунным течением и с числами, … с акашей или эфиром пространства.» [8].

В Индии существует Самма-Веда, одна из четырех Вед, состоящая из пения. «Это собрание гимнов и мантр, петых во время жертвоприношений «богам», т.е. стихийным силам… В этих мантрах каждый звук, малейший переход рассчитан и имеет свое значение; а имея причинность, должен иметь, конечно и свое действие.» [9].

Индийские раги, которых насчитывается около 3500, исполняются в строго определенное время суток и года, поскольку психофизическое состояние человека, вызываемое рагой, должно соответствовать положению дел в природе и космосе – несвоевременное исполнение раги всегда считалось вредным, нарушающим природный порядок.

Учитывая древние традиции, учеными ведутся интенсивные исследования в области традиционной музыки Востока. Недавние исследования разных направлений в музыке показали,  что лидером в избавлении от депрессий является музыка знаменитого Рави Шанкара.

Особое внимание,  как уже отмечалось выше,  уделяется воздействию музыки  великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.

Создатель музыкальной  фармакологии  американский  ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии  Чайковского и  увертюры Моцарта,  а также «Лесного царя» Шуберта, оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют  ускорению  выздоровления.  Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная  и  не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное

давление.

По мнению  французских ученых,  «Дафнис и Хлоя» Равеля может быть прописан лицам,  страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя «стабилизирует» поведение шизофреников.  Михаил Лазарев,  врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, описывает,  какое влияние оказывает  музыка на беременных женщин.  Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармонической  музыки  ребенок еще в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться.  Исследования центра под руководством  Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы,  достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение.  Слушая отдельные классические произведения, беременные  женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний,  различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения Моцарта.

Кстати, специалисты считают музыку Моцарта  феноменом  в  области воздействия музыки на живые организмы.  Например, на так давно старейший в мире британский научный журнал «Nature» («Природа»)  опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Франзис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект.  Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные переживания,  но и способствовала большей  эффективности  умственного труда?  Проведенные эксперименты подтверждают,  что это действительно так. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта  тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов участников эксперимента в  среднем  на  8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента — как  у  тех,  кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В свое время Гете отмечал,  что ему всегда работается лучше после прослушивания скрипичного концерта Бетховена.

Специалисты говорят:  «Когда радуется и  смеется  музыка,  с  нею вместе смеется и радуется человек». Об этом говорил еще Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта»: «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».

Установлено, что лирические напевы Чайковского,  мазурки  Шопена, рапсодии  Листа помогают одолеть трудности,  превозмочь боль,  обрести душевную стойкость.

В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны.  Музыка — не исключение.

«Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность  есть разъединение,  но грубый ритм есть отупение.» (М.О. ч.III,) Слова, сказанные Великим Учителем в 30-е годы, очень актуальны в наше время. Действительно, в последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы,  то рок-музыка  — наоборот.  Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих  животных,  то  под воздействием рок-музыки оно резко снижается.

Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием  слушают классическую музыку,  особенно Баха;  услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента);  растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.  Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими  вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз — «музыкальный наркоман».  Швейцарские ученые доказали,  что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже,  чем обычно.

Профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает  выделение  так  называемых стресс-гормонов,  которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу.  Американские врачи во главе с ученым Р.Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости,  и  как следствие,  на функционирование желез,  регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели  контроля  нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.  Едва ли не «общим  местом»  в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков — подобную музыку специалисты  называют «музыкой-убийцей»,  «звуковым ядом».  Русский психолог Д.Азаров однажды признался: «Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок-музыкантов).  Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу,  то ощутил такой прилив  мрачного настроения,  что сам был готов полезть в петлю.  Множество музыкальных произведений современности созданы из «звуков-убийц».

Кто-то скажет: «Если такая музыка существует — значит, она кому-то нужна.» Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, все же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным  с помощью живописи, музыки и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны  сделать мир прекрасней, а человека — совершенней.

Мыслитель Говорил: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное — значит улучшаться.»

Составила Глазунова О.В.

КМЦ «Прометей»

г. Ростов-на-Дону

Библиография:

1 Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. — Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. -с.199.

2 Монро Д. 21 урок Мерлина. Магические знания друидов. — Киев: София, 1996. — с.277.

3 там же. — с.278.

4 там же. — с.296.

5 там же. — с.286.

6 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. т.1, гл.XIV.

7 Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. — Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. -с.199.

8 Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. — М.: Автор, 1991. — с.218.

9 там же.

(Были использованы также материалы журналов:  «Чудеса и приключения» 1/96,

«Будь здоров» 1/95, «Семейный доктор» 6/96, Целительные силы» 1/96).

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Яндекс.Метрика