.
Владимир Мельников,
научный сотрудник Мемориального Собрания
С С.Митусова в Петербурге
«Неизвестный Рерих» на родине Стравинского
«Я — тот сосуд, сквозь который прошла “Весна священная”…», — так однажды обмолвился о себе гениальный Игорь Стравинский. Этот удивительный, непредсказуемый для него самого Путь “Весны священной” открыл композитору другой гениальный творец — художник Николай Рерих, чьё творчество стало символом грядущего обновления и духовного воссоединения мира. “Я пожелал работать с Н.К.Рерихом, чтобы вместе с ним составить либретто этой вещи, — писал И.Ф.Стравинский музыковеду Н.Ф.Финдейзену 15 февраля 1912 года, — ибо кто же как не Рерих мог мне помочь в данном деле, кто как не он ведает всю тайну близости наших праотцев к земле”. Это “ведание” Рериха сказалось не только в музыке балета, и не только в сценографии, блестяще разработанной В.Ф.Нижинским, но, конечно, более всего — в художественном оформлении. С премьеры балета в Париже 29 мая 1913 года, в Театре Елисейских полей, в антрепризе С.П.Дягилева, началась новая эра в мировом искусстве. По словам ведущего искусствоведа Русского музея Е.П.Яковлевой, первая же постановка “Весны…” разрушила привычные музыкальные и хореографические каноны, стала подлинным открытием. Немаловажную роль в этом сыграли и рериховские декорации и костюмы. “Я счастлив, — говорил в одном из интервью Стравинский, — что в г-не Нижинском я нашёл идеального пластического сотрудника, а в г-не Рерихе — создателя красочной атмосферы моего сокровеннейшего произведения”.
Три года назад в Ломоносове (прежде — Ораниенбауме), где 18 июня 1882 года на одной из дач родился Игорь Стравинский, можно было впервые воочию представить фрагменты этого блестящего спектакля, более семи десятилетий прославляющем Российскую культуру на театральных подмостках мира.
С 1 по 25 февраля 1998 года в Малом выставочно-концертном зале Государственного Музея-Заповедника “Ораниенбаум” (Дворцовый проспект, 46) проходила выставка “Неизвестный Рерих. Театральная живопись из музейных и частных собраний Америки” (компьютерные копии). В её составе 8 произведений, непосредственно связанных с “Весной Священной”. Это три эскиза декораций (1910 и 1930), афиша (1930) и четыре эскиза костюмов (1944).
Выставка, имеющая в своем составе еще три десятка других произведений Рериха для театра, подготовлена Межрегиональным Центром Духовной Культуры города Самары в сотрудничестве с Еленой Пантелеевной Яковлевой, автором замечательной монографии “Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха” (1996), и Даниилом Энтиным, директором Нью-йоркского Музея Н.К.Рериха. До приезда в Ломоносов выставка прошла с большим успехом в 12 пунктах Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей. Открывалась она преимущественно в местах, связанных с жизнью и творчеством Н.К.Рериха и его семьи. Её премьера состоялась в Петербурге, в залах Всероссийского Музея А.С.Пушкина на Мойке, 12, недалеко от «рериховского» уголка Петербурга на Мойке, 83, где художник преподавал, творил и жил в общей сложности двадцать лет своей жизни — с 1898 по 1917 год. В Бологое выставка была открыта в помещении Городского краеведческого музея, в двух шагах от того места, где когда-то возвышалась церковь, в которой чета Рерихов крестила своего первенца Юрия в 1902 году. Здесь же, в Бологое, прежде располагалась усадьба князя П.А.Путятина. В ней летом 1899 года Николай Константинович познакомился со своей будущей женой — Еленой Ивановной, дочерью архитектора-академика И.И.Шапошникова и Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой. Другие места, которые узнали выставку “Неизвестный Рерих”, тоже были известны художнику и отмечены его художественным и научным творчеством. Это Новгород, Ярославль, Вышний Волочёк, Окуловка, Боровичи, Любытино, Тосно, Сосновый Бор…
Так у выставки складывается своя история и о ней уже существует своя “литература”. Приведу фрагменты только трёх публикаций — в Петербургской региональной газете “Вести” (19 июня 1997), в “Тосненском Вестнике” (17 июня 1997) и в ярославской газете “Орион” (№ 8, октябрь 1997).
“Эта выставка эскизов к спектаклям, которые были осуществлены в театрах Парижа и Лондона во время Русских сезонов Дягилева, в Московском художественном, в “Ковент-Гарден”, в театрах Чикаго, Филадельфии, Милана, поражает воображение знатоков. Да, конечно, это копии. Но какие! Межрегиональный Центр Духовной Культуры (г.Самара) и Музей Н.К.Рериха (Нью-Йорк) объединили свои усилия в одном направлении. И вот, применив современные компьютерные технологии, изготовили копии, максимально приближенные к оригиналам. Это не репродукции. Здесь использованы “живые” краски, “живые” холсты, специальный картон, специальная бумага. Мы смотрим на работы, на яркие рериховские краски и открываем для себя неожиданную трактовку художником сказочных образов Пушкина, Островского, Римского-Корсакова, Ибсена, Стравинского” (поэт Николай Рачков).
“Одна новгородская тема чего стоит! Его эскизы к опере-былине Н.Римского-Корсакова “Садко” — “Новгородский рынок”, “Комната Садко” пронизаны глубочайшим видением эпохи… Образ “Снегурочки” — это синтез взаимопроникновения нескольких культур: русской, индийской, восточной — подразумевает взаимосвязь народов, их духовное единство. Эскиз декорации “Сад” к драме М.Метерлинка “Принцесса Мален” настолько же загадочен, насколько и прекрасен. Чем дольше всматриваешься в игру чёрного, изумрудного и золотого цветов, тем он становится притягательней. Эскизы декораций и костюмов к опере “Сказка о царе Салтане” изумляют волшебной песней красок и пленительной мудростью вымысла, а к “Половецким пляскам” — тревожной музыкой жизни, дикой и вольной, как дым степного костра” (поэт Николай Рачков).
“Глядя на эскизы художника, мы начинаем сопереживать героям произведений. Чувство времени понемногу исчезает. И уже не так важно, что действие оперы Римского-Корсакова “Псковитянка” разворачивается в 1570 году, а “Князь Игорь” начинает свой поход в конце XII века. Высокие чувства героев, которыми проникнуты Рериховские полотна, понятны и нам, жителям конца XX века… Давно замечено, что светоносное творчество всей семьи Рерихов обладает интересной особенностью. Оно проявляет внутренний мир человека. Практически никто не остаётся равнодушным, соприкоснувшись с их работами и книгами. Душа либо открывается навстречу прекрасному, либо в человеке проявляется тёмное начало. Радостно было видеть, что чаще всего посетители выставки уходили с просветленными лицами” (Николай Ермолаев, Сергей Скородумов).
К этим откликам следует добавить несколько слов о главной цели выставки, выраженной и в её названии. Её главная цель — познакомить Россию с неизвестным Рерихом, с теми его работами периода 1919-1944 годов, которые до недавнего времени не были известны не только широкому российскому зрителю, но и специалистам. Как указала Е.П.Яковлева в аннотации к выставке, “ещё недавно считалось, что сотрудничество художника с театром ограничено периодом 1907-1914 гг. Между тем, как свидетельствуют представленные копии, к театрально-декорационной деятельности Н.К.Рерих обращался вплоть до 1922 года и позднее — в 1930-м и в 1944-м”. Особенность выставки ещё и в том, что мы вряд ли вообще сможем когда-нибудь увидеть подлинники этих произведений, ибо большинство из них малодоступны и хранятся в собраниях США, с большим трудом выдающим свои вещи на выставки в Европу из-за сложностей транспортировки.
Но, благодаря усилиям отечественных специалистов, применившим все лучшие современные методы работы с графической информацией, всё-таки стало возможным вернуть на Родину искусство нашего великого соотечественника, — те его работы, которые несколько поколений россиян не знали и не видели. Мы можем, придя на выставку, окунуться в атмосферу радостного творчества, возвышенных образов и дел многих творцов, веков и стран, и тем самым пополнить свои представления о Культуре.
Как известно, для Николая Константиновича Рериха понятие “Культура” было краеугольным. И мы можем гордится тем, что рериховские девизы “Мир через Культуру“, “Культура — почитание Света”, “Из древних чудесных камней прошлого сложите ступени грядущего” не остались простыми декларациями, а вошли в жизнь многих народов мира — через «Пакт Рериха» (международный договор о защите культурных ценностей), через десятки рериховских организаций на всех континентах, через книги всех членов этой семьи — удивительного созвездия талантов.
В заключение этого краткого известия о выставке “Неизвестный Рерих” хотелось бы ещё раз отметить особенность данного вернисажа. Удивительно, что ныне “малую родину” И.Ф.Стравинского так “посещает” его вдохновитель Н.К.Рерих — художник, писатель, археолог, путешественник, философ… И снова, как восемьдесят пять лет назад, оживают гениальные музыка, танец, художество. И представляется, будто художник снова делится с композитором своими замыслами, сокровенными думами и болью о будущем России.
В 1919 году, в самый разгар Российской гражданской войны, Рерих и Стравинский обменялись несколькими посланиями. Вот строки из писем Рериха, отправленных из Лондона в Швейцарию (обнаружены в Базельском архиве Стравинского профессором В.П.Варунцем). Они свидетельствуют о глубоко дружеском, сердечном отношении художника к Стравинскому:
“Дорогой Игорь, по твоему письму вижу твоё настроение и твоё отношение к большевикам. У меня — такое же. (…) Не думаешь ли, что к летнему сезону хорошо возобновить в новой постановке Мясина нашу “Весну”? Здесь она произвела бы впечатление. Как полагаешь? Сейчас здесь интерес к русскому велик” (29 августа).
“Дорогой Игорь, слушаю с восторгом об успехе твоего «Соловья». (…) Ещё раз спасибо за радость в «Соловье»…” (ноябрь).
“Дорогой Игорь, спасибо за весточку. Среди русского ужаса всякая дружеская рука особенно тепла, — особенно, когда видишь, что весь свет мыслит как бы унизить всё русское. И сколько притом лицемерия, и сколько улыбок, и сколько блеска запломбированных зубов. И душа тоже запломбирована. (…) Сейчас буду сочинять новые варианты декораций к «Весне» и реставрируем «Игоря», который в пути совсем поизносился. Крепко целую тебя, дорогой Игорь. Всем твоим шлём дружественный привет. Сердечно твой Н.Рерих” (21 ноября).
“Сердечный привет к Новому Году! Дай Бог тебе написать во славу подлинной России ещё много прекрасных вещей. Твой Н.Рерих” (22 декабря).
Теперь мы знаем, что это пожелание-предсказание Рериха блестяще исполнилось, и Стравинский создал ещё много замечательных произведений. Всегда и везде его музыка, так же как и творчество Рерихов, напоминает о мощном пласте мировой культуры — об искусстве России.