.
МЫСЛИ О РЕРИХЕ
Горбунова Л.И. (кафедра философии, МГТУ)
Сегодня мы являемся свидетелями нового открытия семьи Рерихов, четырех жизней, сплетенных в единое целое. Печатаются документы из ее архивов, проводятся посвященные ей научные конференции и выставки полотен, которые мы видим впервые. Выходят в свет тома Агни-Йоги. Международный Центр Рерихов держит связь со всеми рериховскими движениями у нас и за рубежом.
В истории искусства появляются иногда определенные личности, творения которых отличаются от творений их современников своим исключительно глубоким качеством. Таким является Н.К. Рерих.
Тридцать пять лет он путешествовал по свету — Америке, Европе, Азии. И всегда и всюду сеял мудрость и красоту, ростки которых взошли и продолжают всходить. Образ Рериха — духовного подвижника — стал легендой. К нему вновь возвращают свой взор искусствоведы, писатели, поэты, философы. «Искания философские тревожат дух мастера, он углубляется в себя, душа ведет его все выше и выше, все таинственней и таинственней ее прозрения»1 .
Живопись Н.К. Рериха нужно открывать для себя. Она не сразу может стать понятной. Для этого нужно погрузиться в его философию и мироощущение. Он не приступал к писанию картины, пока не видел ее в мельчайших подробностях в своем воображении. Не случайно он говорил о термине «мыслеобраз». Некоторые его сюжеты первоначально зрели в его литературных произведениях, а затем совпадали с живописными, хотя между ними и мог быть большой промежуток во времени (например, «Заморские гости», «Огни на Ганге»).
Этого человека отличает неутомимая энергия, сочетающаяся с выдержкой и спокойствием. Его тонкий и мягкий юмор был чужд грубости и пошлости. Он с оптимизмом смотрел на окружающую жизнь и ощущал радость самого человеческого существования. Это качество Николая Константиновича можно охарактеризовать его собственными словами: «Радость есть особая мудрость».
Николай Константинович отличался необыкновенной творческой многогранностью. Наследие Николая Константиновича нам еще предстоит оценить, разобраться в глубинах его творчества. Ведь он был не только великим художником, но и литератором, а это говорит о богатстве и сложности натуры художника. И тогда нам, может быть, будет понятнее всеохватывающая, покоряющая глубина великого творчества Н.К. Рериха.
Николай Константинович очень любил музыку. Как и во всем, диапазон Рериха был широк и здесь. Это и Римский-Корсаков, и Мусоргский, и Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Вагнер, Григ, Равель, Дебюсси. Масштабность мироощущения Рериха проявляется и в его стихотворных «сюитах» в книге «Цветы Мории». До старости цитировал он Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Из современников своих особенно ценил Блока, с которым был лично знаком. Среди художников своего поколения знал и ценил Нестерова, Бродского, Билибина, Петрова-Водкина. Переписывался с Грабарем по сохранению памятников искусства и старины. Громадная творческая сила и широчайший охват происходящих в мире событий — все это совмещалось в Николае Константиновиче с его целеустремленностью и участием к человеку.
Он не перестает нас удивлять богатством своего творчества. Мыслитель и поэт, он слагает свои поэмы, напоминающие древние саги. Общаясь в своей жизни с величайшими умами, он ведет за собой целый мир понятий и верований. «Слепцы те, кто видит в Рерихе только живописца. Мудры видящие в нем одного из величайших духовных вождей нашей эры»2 .
Рерих находится постоянно в творческом поиске, считая главной целью своего бытия укрепление братства людей через Красоту и Культуру.
«Не слова, а действия. Не домыслы, а свой личный труд должны принести мы в дар мудрому художнику и его делу. Ибо дело Рериха — дело нас самих. Сомкните ряды, уверовавшие. Соединитесь для того, чтобы разнести по всем странам мира светлую весть о могуществе прекрасного»3.
Рерих — художник многовековой биографии Земли. Его искусство несет духовность и сердцу и разуму. Благословенна память о нем!
1. Держава Рериха, М.,Изобразительное искусство, 1994, с.36. Ст. Сергея Эрнста.
2. Держава Рериха. М.,Изобразительное искусство, 1994, с.115. Ст. Михаила Бабенчикова.
3. Держава Рериха. М.,Изобразительное искусство, 1994, с.121. Ст. Михаила Бабенчикова.