Горбунова Л.И. МЫСЛИ О РЕРИХЕ

МЫСЛИ О РЕРИХЕ

Горбунова Л.И. (кафедра философии, МГТУ)

Сегодня мы являемся свидетелями нового открытия семьи Рерихов, четырех жизней, сплетенных в единое целое. Печатаются документы из ее архивов, проводятся посвященные ей научные конференции и выставки полотен, которые мы видим впервые. Выходят в свет тома Агни-Йоги. Международный Центр Рерихов держит связь со всеми рериховскими движениями у нас и за рубежом.

В истории искусства появляются иногда определенные личности, творения которых отличаются от творений их современников своим исключительно глубоким качеством. Таким является Н.К. Рерих.

Тридцать пять лет он путешествовал по свету — Америке, Европе, Азии. И всегда и всюду сеял мудрость и красоту, ростки которых взошли и продолжают всходить. Образ Рериха — духовного подвижника — стал легендой. К нему вновь возвращают свой взор искусствоведы, писатели, поэты, философы. «Искания философские тревожат дух мастера, он углубляется в себя, душа ведет его все выше и выше, все таинственней и таинственней ее прозрения»1 .

Живопись Н.К. Рериха нужно открывать для себя. Она не сразу может стать понятной. Для этого нужно погрузиться в его философию и мироощущение. Он не приступал к писанию картины, пока не видел ее в мельчайших подробностях в своем воображении. Не случайно он говорил о термине «мыслеобраз». Некоторые его сюжеты первоначально зрели в его литературных произведениях, а затем совпадали с живописными, хотя между ними и мог быть большой промежуток во времени (например, «Заморские гости», «Огни на Ганге»).

Этого человека отличает неутомимая энергия, сочетающаяся с выдержкой и спокойствием. Его тонкий и мягкий юмор был чужд грубости и пошлости. Он с оптимизмом смотрел на окружающую жизнь и ощущал радость самого человеческого существования. Это качество Николая Константиновича можно охарактеризовать его собственными словами: «Радость есть особая мудрость».

Николай Константинович отличался необыкновенной творческой многогранностью. Наследие Николая Константиновича нам еще предстоит оценить, разобраться в глубинах его творчества. Ведь он был не только великим художником, но и литератором, а это говорит о богатстве и сложности натуры художника. И тогда нам, может быть, будет понятнее всеохватывающая, покоряющая глубина великого творчества Н.К. Рериха.

Николай Константинович очень любил музыку. Как и во всем, диапазон Рериха был широк и здесь. Это и Римский-Корсаков, и Мусоргский, и Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Вагнер, Григ, Равель, Дебюсси. Масштабность мироощущения Рериха проявляется и в его стихотворных «сюитах» в книге «Цветы Мории». До старости цитировал он Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Из современников своих особенно ценил Блока, с которым был лично знаком. Среди художников своего поколения знал и ценил Нестерова, Бродского, Билибина, Петрова-Водкина. Переписывался с Грабарем по сохранению памятников искусства и старины. Громадная творческая сила и широчайший охват происходящих в мире событий — все это совмещалось в Николае Константиновиче с его целеустремленностью и участием к человеку.

Он не перестает нас удивлять богатством своего творчества. Мыслитель и поэт, он слагает свои поэмы, напоминающие древние саги. Общаясь в своей жизни с величайшими умами, он ведет за собой целый мир понятий и верований. «Слепцы те, кто видит в Рерихе только живописца. Мудры видящие в нем одного из величайших духовных вождей нашей эры»2 .

Рерих находится постоянно в творческом поиске, считая главной целью своего бытия укрепление братства людей через Красоту и Культуру.

«Не слова, а действия. Не домыслы, а свой личный труд должны принести мы в дар мудрому художнику и его делу. Ибо дело Рериха — дело нас самих. Сомкните ряды, уверовавшие. Соединитесь для того, чтобы разнести по всем странам мира светлую весть о могуществе прекрасного»3.

Рерих — художник многовековой биографии Земли. Его искусство несет духовность и сердцу и разуму. Благословенна память о нем!

Источник

1.  Держава Рериха, М.,Изобразительное искусство, 1994, с.36. Ст. Сергея Эрнста.

2.  Держава Рериха. М.,Изобразительное искусство, 1994, с.115. Ст. Михаила Бабенчикова.

3.  Держава Рериха. М.,Изобразительное искусство, 1994, с.121. Ст. Михаила Бабенчикова.

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Яндекс.Метрика