Музыка в жизни семьи Рерихов.

В красочной музыкальной композиции было рассказано о сотворчестве Н.К. Рериха со знаменитым антрепренером Дягилевым, композиторами: Н.А. Римским-Корсаковым, А.П. Бородиным, И.Ф. Стравинским. Отмечалось, что во многих музыкальных произведениях, с которыми работал Н.К. Рерих, ярко выражен национальный колорит, в них звучат древние напевы и ритмы народной музыки. Ему, как историку культуры, были очень близки эти мотивы, в них ощущалась давно утерянная гармония человека, природы и космоса. Однако декорации к спектаклям никогда не были их простой иллюстрацией, многие из них потом ложились в основу самостоятельных художественных произведений. Высоко оценивая роль музыки, Н.К. писал: «Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне».

Близка Рерихам была и эпическая мощь произведений Р. Вагнера, его обращение к теме Братства Грааля, в котором прослеживаются мотивы легенд о стране Великих Учителей — Шамбале и староверческих сказаний о Беловодье. В композиции прозвучала увертюра к опере «Парсифаль» в сопровождении видеоряда по картинам Н.К. Рериха, посвященным Шамбале.

Художественные произведения самих Н.К. и С.Н. Рерихов необыкновенно музыкальны. В работах Святослава Николаевича прослеживается орфическое начало. Особенно это характерно для его цикла «Священная Флейта», В этих картинах художник создает удивительную гармонию мелодии и цвета. Звуки музыки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется мелодии и ритму. Звук становится цветом, а цвет превращается в звук. Это завораживающее начало характерно для музыки и Клода Дебюсси.

В горных пейзажах Н.К. Рериха тоже звучит своя музыка. Органная Фуга Баха слышится в величественном ритме снежных вершин.

Несмотря на разнообразие звучавших произведений, все они связаны между собой. Музыка Р. Вагнера оказала большое влияние на К. Дебюсси, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Ф Листа. Н.А. Римский-Корсаков был кумиром И.Ф. Стравинского, русская музыка вдохновляла К.Дебюсси, Ф.Листа. С.В. Рахманинов являлся продолжателем традиций Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского. Это указывает на то, что подбор музыкальных произведений для Рерихов не был случаен. Произведения этих композиторов открывали новые горизонты музыки, обращались к героическому древнему эпосу, утверждали мощь человеческого духа, целостное восприятие мира, что созвучно было творчеству семьи Рерихов.

Но подлинно космические цели их жизни слышатся в музыке А.Н. Скрябина. Как и А.Н. Скрябин, Рерихи стремились выйти за пределы условностей, разомкнуть порочный круг человеческого невежества, политических, экономических, религиозных ограничений, найти те основы, которые помогут осознать людям свое космическое, духовное единство. А.Н. Скрябин мечтал через свою музыку преобразить мир, Рерихи стремились сделать то же самое через культуру. Олицетворением этого единства явился Международный Пакт в защиту культуры и Знамя Мира.

Страницы: 1 2 3

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Agni-Yoga Top Sites