Гореликова М. В. Из дневника учителя музыки

.

Из дневника учителя музыки

(беседы и размышления)

Гореликова Маргарита Владимировна

– преподаватель детской музыкальной школы,

руководитель струнно-смычкового отделения,

г. Новополоцк, Беларусь

Другие статьи этого автора

Музыка и новая ступень эволюции человека

Каждый музыкант, хотя бы на время, ощущает себя существом, преодолевающим земное притяжение, ощущает могущество протекающих через него энергий – видя, как сотни людей в зале загораются, созвуча этому высшему строю мысли и чувств… Но думаем ли мы, что это – наше естественное состояние? Оно и есть то, чем мы должны быть всегда: в нем мыслить, в нем исследовать, открывая новые пути науке, в нем чувствовать окружающий мир, в нем общаться. Это высшее состояние – наша ступень, ступень нового сознания – сознания человека нового тысячелетия, Новой Эпохи.

Когда говорим о музыке – пути к следующей ступени – имеем в виду, конечно, высшие ее образцы. Все грубое, принижающее человека, омрачающее мысль и развращающее чувства – не может быть названо этим космическим словом, известным во всех языках – Музыка…

* * *

Главная сила и назначение музыки, звука – усиливать добрую силу, силу сердца. Чтобы уметь это делать, недостаточно владеть только техникой (техникой рук). Нужно много-много упражнять свое сердце, чтобы оно умело излучать эту добрую силу, огонь. В Учении Живой Этики сказано, что очень полезно устремлять в пространство добрую мысль, содержащую в себе творческую энергию. «Когда люди научатся посылать достаточно много таких мыслей в пространство, пространство прояснится, прояснится вся жизнь. Нужно учиться посылать каждый день – хотя бы один раз – мысль не о себе, но о мире».

Музыкальное исполнение может быть очень грамотным с внешней точки зрения и при этом содержать только личные мысли… Мы должны трудиться, потому что труд есть мощная сила, «насос» доброй силы, превращение безличного Огня в добрую силу сердца. И при этом нельзя забывать, что самое несовершенное, самое слабое, с внешней точки зрения, исполнение может значить во сто, в тысячу раз больше для Пространства, для Высших Сил, если при этом неумении рук сердце звучит мощным самоотверженным устремлением…

Мы все должны учиться жить в Новом Времени – в Новой Эпохе – Эпохе Мысли и освоения тонкой, бесконечно многообразной незримой деятельности сердца.

А еще – торжественность в сердце, чтобы не было несносной обыденности…

А еще нам всем надо укреплять дружелюбие… В холодности и мертвенности, раздражительности невозможны достижения: лучшие энергии гаснут, как вянут цветы в затхлом помещении.

Ученики нуждаются в дружелюбном отношении учителя, но учителя не менее нуждаются в дружелюбии и отзывчивости учеников. Так взаимно сбережём силы.

Музыка и Философия

Однажды нам сказали: зачем серьезность в праздничном концерте, «зачем философией “грузить”?» Действительно, философия – «груз» ощутимый… Тот, кто несет этот «груз» – короткой дорогой жизнь проходит, не петляя, стремительно идет к цели. А кто «налегке», «без философии» – тот кружится, вертится в водоворотах жизненных течений… Трудно идти без «груза».

Собрались люди в праздник. Шумно – весело… «Устали». Все силы отданы. Где силы? – Ветры унесли… Где-то умножая хаос.

Собрались люди – огонь Красоты развести. Все лучшие чувства применили, чтобы все лучшие мысли – как цветы – принести, общий дом цветами Красоты украсить. Отдали силы… Где силы? Они в синеве Неба (как в зеркале) отразились. И… дождём золотым на землю выпали… То дождь вдохновения…

Сколько огней зажглось? Сколько талантливых дел появилось? – Не сосчитать.

Лишь сердце знает: Красоту рождает Красота…

Легко шагать с «грузом» философии – с полным «рюкзаком» мыслей о Красоте и Истине…

Искусство и упражнение

«Всё, что относится к мусическому искусству, должно завершаться любовью к прекрасному»

(Платон).

Почему невелик интерес к музыке классической?

Потому что благородства мало в жизни: люди, живущие низшими уровнями своего существа, не имеющие «контакта» со своей внутренней сущностью, не знают и радость музыки высокой.

Почему общение с «высокой музыкой» мало воспитывает музыкантов?

Потому что общение с музыкой происходит на низших, эмоциональных уровнях, не затрагиваются духовные «планы», духовная энергия остается «спящей»…

Верно сказано великим Платоном: «Нам не овладеть мусическим искусством, пока мы не распознаем повсюду встречающиеся виды рассудительности, мужества, благородного образа мыслей, великодушия и всего того, что им сродни, а также и их противоположностей, и пока мы не заметим всего этого, там, где оно существует само по себе или в изображениях; ни в малом, ни в великом мы не станем этим пренебрегать, но будем считать, что здесь требуется то же самое – искусство и упражнение»1.

* * *

Что может быть хуже детской «рассудительности», «правильности» и «послушности»! А ведь школа, семья воспитывают именно эту добропорядочную «правильность», ибо жизнь и «выживание» (успешное) в ней требует рационального, «деятельностного» внимания, поведения… От каждого действия человека могучая сила условного «хорошо» требует целесообразности… Даже игры уж какие житейские…

А ведь сила-то понадобится! А ведь сила-то – сила духа – в этих «неудобоваримых» порывах, страстях, иррациональных «выходках», вопреки здравому: «надо бы вот так-то»…

Что же мы хотим? Надо выбрать – или устойчивость «в ногах», или силы «в крыльях»?

Если «крылья» все-таки избираем, то будем радоваться каждому самозабвенному порыву, каждому «обо всём забывшему» взгляду в небо (ну и что ж, что оставлены «уроки» или – ах ты ужас-то какой! – посуда не прибрана!) Как же вредят своим деткам эти практичные мамы! Как же мало жизни самому духу… Как мало страстных порывов… И ведь не знают «мамы» и «учительницы», что земля любит «крылатых», что земле сегодня (а уж завтра-то – тем более!) нужны именно «крылатые»… Ибо «крылья» эти поднимут не одного, не отдельного, но всю планету нашу вынесут на «орбиту» новую…

Рационализм сегодняшнего «хорошо» сменится счастливой разумностью иного понятия: «Красиво», «Прекрасно». Так будет!

Мы побеждаем…

Ты говоришь: «боюсь…» «Боюсь играть, боюсь идти на сцену…» Боюсь…

Кто-то боится войти в темноту, кто-то боится подняться на гору, кто-то боится говорить при собрании людей, кто-то «боится» делать… А кто-то и думать боится.

Сколько цепей у бедного сердца, сколько оков, не позволяющих его могучей силе изливаться в мир, преображать мир! А в мире, во всей жизни кипит битва – битва незримая междуДобром и злом, между Светом и тьмою, между Красотою и безобразием… Битва особая… Не там, где виднее всего столкновение добра и зла, где люди стреляют и убивают друг друга, но там, где незаметно для обычного глаза люди действуют, переживают, думают… Сражение главное – на поле души, в пространстве души.

Разве ты не чувствуешь, выходя на сцену, как напрягается сердце, воля, все силы приходят в готовность? Душа отдает в пространство свои лучшие энергии, свою добрую силу. И тем принимает участие в той Великой битве…

Силы злые, темные желают остановить это действие доброй силы, не дать ей выплеснуться солнечной волной из твоего сердца. И посылают свои стрелы… Вот они: стрела – страх, стрела – неуверенность, стрела – лень

Ты говоришь: «боюсь»… Неужели ранен стрелою вражеской? Исцелись же скорее живой водой! Вода живая – в сердце. И родник этот струит неиссякаемо свою силу, когда ты помнишь, думаешь: «Я – воин… Я умножаю Свет, я сражаюсь за Свет… Каждое мое чувство – умножает силу побеждающего добра, каждая мысль – стрела, пробивающая стены серые. Каждый звук моего инструмента несет могучую солнечную силу – силу сердца…»

И мы побеждаем.

Зачем Музыке учиться

Понятие «музыка» в современном мире стало обозначать нечто узкое, ограниченное миром слышимых звуков, мелодий, причем вне дифференциации их качества. А в условиях узкой (и ранней) профессионализации музыка – это занятие для определенного круга людей, «обладающих хорошим слухом». Таково, увы, понимание музыки у многих, даже весьма образованных людей…

И фразу: «Зачем музыке учиться, если я не буду музыкантом?» – все чаще можно слышать из уст десяти-двенадцатилетних, а также их мам и пап. Никто не хочет быть талантливым, успешным, иметь проницательный ум и тонкое обаяние души и духа? А ведь это всё – Искусство, принадлежащее «Царству Музыки»…

Когда у человека развито чувство Истины – это слух. Чувство сроков, чувство тонкого и своевременного действия? – Это ритм. Человек успешен? –  Это энергия, выявляемая гармоничным напряжением чувств. Это чувство гармонии. Человек притягателен? – Это сердечность. Ее огонь «высекается» напряжением тех струн, которые в душе, живущей обыденными мыслями и чувствами, не задействованы. Эти «струны» – струны сердца – напрягаются при соприкосновении с энергиями тонкими, коими полны произведения так называемого «высокого искусства»…

Только наше время – время узкого технологического подхода к Знанию и Культуре – породило невежество в важнейших вопросах жизни. «Образование музыкою» во все времена было первичным для человека, основою развития. Ибо развитие возможно лишь, когда пробуждены внутренние источники духовных сил – то сфера Музыки… Ее главная часть, ее основа – звучания неслышимые – тонкий план жизни, тонкий план сознания.

В преддверии Дня Музыки пожелаем всем остро осознать сокровища, которые без развития сердца останутся неведомыми. Осознайте и развейте свою талантливость!

Будьте музыкальны!

2 комментария

  1. semsk says:

    хорошая подборка)

  2. Анаконда says:

    Когда все думают одинаково, не думает никто. У.Липпманн

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Яндекс.Метрика