.
Из дневника учителя музыки
(беседы и размышления)
Гореликова Маргарита Владимировна
– преподаватель детской музыкальной школы,
руководитель струнно-смычкового отделения,
г. Новополоцк, Беларусь
Музыка и новая ступень эволюции человека
Каждый музыкант, хотя бы на время, ощущает себя существом, преодолевающим земное притяжение, ощущает могущество протекающих через него энергий – видя, как сотни людей в зале загораются, созвуча этому высшему строю мысли и чувств… Но думаем ли мы, что это – наше естественное состояние? Оно и есть то, чем мы должны быть всегда: в нем мыслить, в нем исследовать, открывая новые пути науке, в нем чувствовать окружающий мир, в нем общаться. Это высшее состояние – наша ступень, ступень нового сознания – сознания человека нового тысячелетия, Новой Эпохи.
Когда говорим о музыке – пути к следующей ступени – имеем в виду, конечно, высшие ее образцы. Все грубое, принижающее человека, омрачающее мысль и развращающее чувства – не может быть названо этим космическим словом, известным во всех языках – Музыка…
* * *
Главная сила и назначение музыки, звука – усиливать добрую силу, силу сердца. Чтобы уметь это делать, недостаточно владеть только техникой (техникой рук). Нужно много-много упражнять свое сердце, чтобы оно умело излучать эту добрую силу, огонь. В Учении Живой Этики сказано, что очень полезно устремлять в пространство добрую мысль, содержащую в себе творческую энергию. «Когда люди научатся посылать достаточно много таких мыслей в пространство, пространство прояснится, прояснится вся жизнь. Нужно учиться посылать каждый день – хотя бы один раз – мысль не о себе, но о мире».
Музыкальное исполнение может быть очень грамотным с внешней точки зрения и при этом содержать только личные мысли… Мы должны трудиться, потому что труд есть мощная сила, «насос» доброй силы, превращение безличного Огня в добрую силу сердца. И при этом нельзя забывать, что самое несовершенное, самое слабое, с внешней точки зрения, исполнение может значить во сто, в тысячу раз больше для Пространства, для Высших Сил, если при этом неумении рук сердце звучит мощным самоотверженным устремлением…
Мы все должны учиться жить в Новом Времени – в Новой Эпохе – Эпохе Мысли и освоения тонкой, бесконечно многообразной незримой деятельности сердца.
А еще – торжественность в сердце, чтобы не было несносной обыденности…
А еще нам всем надо укреплять дружелюбие… В холодности и мертвенности, раздражительности невозможны достижения: лучшие энергии гаснут, как вянут цветы в затхлом помещении.
Ученики нуждаются в дружелюбном отношении учителя, но учителя не менее нуждаются в дружелюбии и отзывчивости учеников. Так взаимно сбережём силы.
Музыка и Философия
Однажды нам сказали: зачем серьезность в праздничном концерте, «зачем философией “грузить”?» Действительно, философия – «груз» ощутимый… Тот, кто несет этот «груз» – короткой дорогой жизнь проходит, не петляя, стремительно идет к цели. А кто «налегке», «без философии» – тот кружится, вертится в водоворотах жизненных течений… Трудно идти без «груза».
Собрались люди в праздник. Шумно – весело… «Устали». Все силы отданы. Где силы? – Ветры унесли… Где-то умножая хаос.
Собрались люди – огонь Красоты развести. Все лучшие чувства применили, чтобы все лучшие мысли – как цветы – принести, общий дом цветами Красоты украсить. Отдали силы… Где силы? Они в синеве Неба (как в зеркале) отразились. И… дождём золотым на землю выпали… То дождь вдохновения…
Сколько огней зажглось? Сколько талантливых дел появилось? – Не сосчитать.
Лишь сердце знает: Красоту рождает Красота…
Легко шагать с «грузом» философии – с полным «рюкзаком» мыслей о Красоте и Истине…
Искусство и упражнение
«Всё, что относится к мусическому искусству, должно завершаться любовью к прекрасному»
(Платон).
Почему невелик интерес к музыке классической?
Потому что благородства мало в жизни: люди, живущие низшими уровнями своего существа, не имеющие «контакта» со своей внутренней сущностью, не знают и радость музыки высокой.
Почему общение с «высокой музыкой» мало воспитывает музыкантов?
Потому что общение с музыкой происходит на низших, эмоциональных уровнях, не затрагиваются духовные «планы», духовная энергия остается «спящей»…
Верно сказано великим Платоном: «Нам не овладеть мусическим искусством, пока мы не распознаем повсюду встречающиеся виды рассудительности, мужества, благородного образа мыслей, великодушия и всего того, что им сродни, а также и их противоположностей, и пока мы не заметим всего этого, там, где оно существует само по себе или в изображениях; ни в малом, ни в великом мы не станем этим пренебрегать, но будем считать, что здесь требуется то же самое – искусство и упражнение»1.
* * *
Что может быть хуже детской «рассудительности», «правильности» и «послушности»! А ведь школа, семья воспитывают именно эту добропорядочную «правильность», ибо жизнь и «выживание» (успешное) в ней требует рационального, «деятельностного» внимания, поведения… От каждого действия человека могучая сила условного «хорошо» требует целесообразности… Даже игры уж какие житейские…
А ведь сила-то понадобится! А ведь сила-то – сила духа – в этих «неудобоваримых» порывах, страстях, иррациональных «выходках», вопреки здравому: «надо бы вот так-то»…
Что же мы хотим? Надо выбрать – или устойчивость «в ногах», или силы «в крыльях»?
Если «крылья» все-таки избираем, то будем радоваться каждому самозабвенному порыву, каждому «обо всём забывшему» взгляду в небо (ну и что ж, что оставлены «уроки» или – ах ты ужас-то какой! – посуда не прибрана!) Как же вредят своим деткам эти практичные мамы! Как же мало жизни самому духу… Как мало страстных порывов… И ведь не знают «мамы» и «учительницы», что земля любит «крылатых», что земле сегодня (а уж завтра-то – тем более!) нужны именно «крылатые»… Ибо «крылья» эти поднимут не одного, не отдельного, но всю планету нашу вынесут на «орбиту» новую…
Рационализм сегодняшнего «хорошо» сменится счастливой разумностью иного понятия: «Красиво», «Прекрасно». Так будет!
Мы побеждаем…
Ты говоришь: «боюсь…» «Боюсь играть, боюсь идти на сцену…» Боюсь…
Кто-то боится войти в темноту, кто-то боится подняться на гору, кто-то боится говорить при собрании людей, кто-то «боится» делать… А кто-то и думать боится.
Сколько цепей у бедного сердца, сколько оков, не позволяющих его могучей силе изливаться в мир, преображать мир! А в мире, во всей жизни кипит битва – битва незримая междуДобром и злом, между Светом и тьмою, между Красотою и безобразием… Битва особая… Не там, где виднее всего столкновение добра и зла, где люди стреляют и убивают друг друга, но там, где незаметно для обычного глаза люди действуют, переживают, думают… Сражение главное – на поле души, в пространстве души.
Разве ты не чувствуешь, выходя на сцену, как напрягается сердце, воля, все силы приходят в готовность? Душа отдает в пространство свои лучшие энергии, свою добрую силу. И тем принимает участие в той Великой битве…
Силы злые, темные желают остановить это действие доброй силы, не дать ей выплеснуться солнечной волной из твоего сердца. И посылают свои стрелы… Вот они: стрела – страх, стрела – неуверенность, стрела – лень…
Ты говоришь: «боюсь»… Неужели ранен стрелою вражеской? Исцелись же скорее живой водой! Вода живая – в сердце. И родник этот струит неиссякаемо свою силу, когда ты помнишь, думаешь: «Я – воин… Я умножаю Свет, я сражаюсь за Свет… Каждое мое чувство – умножает силу побеждающего добра, каждая мысль – стрела, пробивающая стены серые. Каждый звук моего инструмента несет могучую солнечную силу – силу сердца…»
И мы побеждаем.
Зачем Музыке учиться
Понятие «музыка» в современном мире стало обозначать нечто узкое, ограниченное миром слышимых звуков, мелодий, причем вне дифференциации их качества. А в условиях узкой (и ранней) профессионализации музыка – это занятие для определенного круга людей, «обладающих хорошим слухом». Таково, увы, понимание музыки у многих, даже весьма образованных людей…
И фразу: «Зачем музыке учиться, если я не буду музыкантом?» – все чаще можно слышать из уст десяти-двенадцатилетних, а также их мам и пап. Никто не хочет быть талантливым, успешным, иметь проницательный ум и тонкое обаяние души и духа? А ведь это всё – Искусство, принадлежащее «Царству Музыки»…
Когда у человека развито чувство Истины – это слух. Чувство сроков, чувство тонкого и своевременного действия? – Это ритм. Человек успешен? – Это энергия, выявляемая гармоничным напряжением чувств. Это чувство гармонии. Человек притягателен? – Это сердечность. Ее огонь «высекается» напряжением тех струн, которые в душе, живущей обыденными мыслями и чувствами, не задействованы. Эти «струны» – струны сердца – напрягаются при соприкосновении с энергиями тонкими, коими полны произведения так называемого «высокого искусства»…
Только наше время – время узкого технологического подхода к Знанию и Культуре – породило невежество в важнейших вопросах жизни. «Образование музыкою» во все времена было первичным для человека, основою развития. Ибо развитие возможно лишь, когда пробуждены внутренние источники духовных сил – то сфера Музыки… Ее главная часть, ее основа – звучания неслышимые – тонкий план жизни, тонкий план сознания.
В преддверии Дня Музыки пожелаем всем остро осознать сокровища, которые без развития сердца останутся неведомыми. Осознайте и развейте свою талантливость!
Будьте музыкальны!
хорошая подборка)
Когда все думают одинаково, не думает никто. У.Липпманн