Радиопередача: «Космизм» Александра Скрябина.

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 25 декабря 1871 года по старому стилю. В Московской консерватории А. Скрябин быстро стал одной из двух звёзд, наравне с Сергеем Рахманиновым. Позже он блистал как великолепный исполнитель своих же фортепианных произведений. Но это позже, а в начале нового века композитор открыл для себя звучание оркестра. При этом стали появляться грандиозные произведения, необычные по языку, по ощущению мира, такие, как «Поэма экстаза» и «Прометей», которые разделили публику на «скрябинцев» и «антискрябинцев». Главной концепцией музыки Скрябина так же, как и музыкального футуризма, становилось раскрепощение звуковой массы.

Ещё один, очень важный подход, который проявился у А. Скрябина, это так называемая «ультрахроматическая» гармония, которую русские авторы выводили из стилистики, потом уже, позднего Скрябина. Вообще они видели в этом композиторе своего предтечу, не только в плане технологическом, но и в плане духовном, ибо большинство из них, как и Скрябин, имели отношение к тому отечественному специфическому явлению, которое ныне принято называть «русским космизмом». «Космос» Скрябина – это как раз начало.

Надо сказать, что гармоническое письмо позднего композитора Александра Скрябина приближалось к 12-тоновости, то есть к изменениям, которые происходили внутри гаммы, внутри лада. Это функциональное равенство 12 тонов всей хроматической гаммы. То есть, это постепенный подход к додекафонии, которая впоследствии развивалась в Западной Европе и составила как раз сущность той самой квантовой теории клавира, о которой мы пытаемся здесь говорить.

Пора послушать музыку, которая близка по подходу «официального» изобретателя додекафонии Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg), к его «технике композиции с 12 тонами», но ещё пока это не полная замена традиционной тональности. Прозвучит «Сатанинская поэма» Александра Скрябина, сочинение № 36, которое в 1960 году записал великий пианист Владимир Софроницкий, который как раз и играет Скрябина так, как этого требует эта музыка.

В исполнении российского пианиста Владимира Софроницкого звучит «Сатанинская поэма» Александра Скрябина (запись 1960 года):
1. Poeme Satanique Op. 36 (А. Скрябин).

В этой музыке отсутствуют та самая жёсткая регулярность и подчинённость ритмическим и гармоническим законам, на которых воспитывались музыканты европейской классической традиции. И в этом смысле Владимир Софроницкий, который очень точно и очень чутко ощущает ту ломку, которая происходит с классическими представлениями, как раз удивительно подходит для воспроизведения тех идей, которые заложены в нотах Александра Скрябина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Agni-Yoga Top Sites