Радиопередача: «Космизм» Александра Скрябина.

Недаром был упомянут и Арнольд Шёнберг рядом с именем А. Скрябина. Это, конечно, не точное и даже не очень близкое соответствие, хотя ранние сочинения А. Шёнберга достаточно быстро воплощались в России, своевременно исполнялись. Всё-таки русские авторы двигались к своим 12-тоновым методам собственными путями, и их системы отличались от шёнберговского подхода, который, в общем, довольно быстро внедрял их в сознание всего мира.

Идеал Скрябина, вообще, несколько иной. Он заключается в утверждении светлого начала. И музыкальные критики, в частности в 1958 году Д. Рабинович писал о музыке А. Скрябина и о музыке А. Скрябина в исполнении В. Софроницкого очень важные слова: «В эволюции трактовки скрябинского творчества словно в зеркале отразился путь его собственного художественного развития: от порывистости, горения, экстатичности, даже чувственности, к выявлению элементов волевых и интеллектуальных. А в исполнении В. Софроницкого за последнее время (это было написано тогда, когда В. Софроницкий был ещё жив и активно играл) наметились новые тенденции. Оно стало более взрывчатым и более вулканичным».

Послушаем ещё одно фортепианное сочинение А. Скрябина, которое имеет прямое отношение к сегодняшнему разговору, – Девятая фортепианная соната, опус 68. Играет Владимир Софроницкий.

В исполнении российского пианиста Владимира Софроницкого звучит сочинение Александра Скрябина (запись 1960 года):
2. Piano Sonata No. 9 Op. 68 “Black Mass” (А. Скрябин).

Невероятная энергетика, угловатость, необычный, неклассический подход явствен в этой музыке. Действительно, эта угловатость, эта энергетика проявляются в джазе, в который мы уходим от композитора Александра Скрябина, во времена, отстоящие довольно на большую величину.

Между поколением академических композиторов, к которым принадлежит А. Скрябин (1871 г.р.), и поколением джазовых революционеров проходит примерно 50 лет. Рождение Телониуса Монка (Thelonious Monk), которого мы слушали в предыдущих программах, приходится на 1917 год. Сегодня мы услышим человека, который действовал почти параллельно Т. Монку, но в несколько ином пространстве. Это белый музыкант с удивительно конструктивистским подходом, с новыми идеями, который родился тоже почти через 50 лет после рождения А. Скрябина. Зовут его Ленни Тристано (Lennie Tristano). Его имя не очень хорошо известно в широких кругах любителей джаза, зато музыканты-новаторы к нему и его творчеству всегда относились с удивительным пониманием и почтением. Хотя насчёт понимания не уверен. Дело в том, что не всё понятно в том, что делал этот человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Agni-Yoga Top Sites