Владимир Элькин. «Меня зовут Фердинанд Рис (Сон о Бетховене). Часть 1».

Теперь в тяжести сна и болезни, лежа на верхней полке несущегося в ритмическом постукивании вагона, я пытался себе представить, как бы звучала эта никому не ведомая 10 симфония Бетховена.
Меня осенила догадка. Все нечетные симфонии Бетховена очень бурные (вспомним 1, 3, 5 , 7 и великую 9 симфонии). Все четные симфонии — спокойно гармоничны. Очевидно, 10 симфония была бы отдыхом после могучего 9 вала — наиболее грандиозной музыки, известной человечеству.
Известно, что всю жизнь Бетховен готовился воплотить в музыке образы Одиссеи, которую очень любил. Поэт Ленау написало об этом замысле Бетховена – «видишь, Зевс спешит на туче, кровь стереть с лица Христова». В последнюю осень своей жизни Бетховен обязался исполнить «Реквием», увертюру памяти Баха. И 10 симфонию. Но человечеству не повезло. Где-то в мире идей живет эта неисполненная симфония…
Я все больше погружался в сон, музыка кончилась, и я осознал, что вижу незнакомца, он был молод и весел, его звали Фердинанд Рис. Он шел к своему беспокойному учителю Людвигу ван Бетховену. Фердинанду предстояло исполнить новый концерт для фортепиано с оркестром.
Учителя преследовали новые мелодии, в состоянии вдохновения он гонялся за ними с радостными кликами. Там, в этой музыке простодушно дышит природа. Вдыхает блаженную прохладу путник, пейзане пляшут. Гром гремит, а потом последние капли дождя поблескивают на травинках. Ворчат последние раскаты грозы, а детское солнце поднимается простой гаммой «до мажор». Простодушная надпись на партитуре деревенской симфонии гласила – «радостные благодарные чувства после грозы». В этом много детского, и по детски Бетховен создал голос соловья и кукушки в сцене у ручья.
Его учитель гений и в то же время огромный ребенок — думал Фердинанд.
Риса захватили воспоминания. Как-то Учитель впал в бешенство и обиделся на невинную шутку Фердинанда – тот подсмотрел последнее произведение Людвига, явился и с невинным, серьезным видом предложил послушать новое произведение Риса – а сам сыграл выученную потихоньку новую сонату. Учитель надулся и с тех пор не показывает новые работы.
Фердинанд хихикнул, вспомнив, как хозяйка последней квартиры подслушивала импровизацию учителя, а он, хоть и совсем глухой, как-то почуял постороннего. Последовала яростная сцена. После этого он плотно закрывает дверь и больше громко не играет.
А теперь – какое печальное зрелище представляет струны рояля Бетховена — они порваны, как кустарник в бурю. Он играет только друзьям, но они с горечью замечают, как ухудшилась его игра — ведь он иногда играет невозможно громко, а иной раз сверх тихо, так что вообще ничего не слышно.
Быть его другом или учеником непросто. Бетховен вспыльчив, обижается, потом кается в том, что сделал и сказал, потом снова возникает вспышка гнева.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Agni-Yoga Top Sites