Музыка в жизни Н.К. Рериха. Творческая встреча в Эстонском обществе Рериха

Н.К.Рерих и Е.И.Рерих, 20-е гг.

 

KODULINN 14.08.20

Музыка в жизни Н.К. Рериха

Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, где изливается божественное вино, существует музыка.
Х. Инайят Хан. Мистицизм звука

14 августа 2020 года в Кодулинне (Таллинн) состоялась очередная творческая встреча членов и друзей Эстонского общества Рериха (ЭОР).

Замечательную видео- и аудио-презентацию на тему «Музыка в семье Рерихов» подготовил и представил слушателям Яан Оя, в недавнем прошлом солист Эстонского театра оперы и балета.

Он рассказал о том, что музыке в жизни Николая Константиновича Рериха принадлежало большое, значимое место. Вся его семья – супруга Елена Ивановна и оба сына Юрий и Святослав – не расставались с ней на протяжении всей жизни. Посещали концерты, слушали пластинки с произведениями классической музыки, переписывались и сотрудничали с лучшими музыкантами своего времени. Николай Константинович написал немало статей о музыке и музыкантах. Одна из них называется «Музыка сфер»: «…Вы, конечно, любите музыку. Не только продолжайте любить ее, но постоянно утончайте это понимание, приближайтесь к ней, лично узнавайте ее больше; она откроет творчество ваше, напитает сердце ваше исделает доступным то, что без гармонии и звука, может быть, навсегда осталось бы во сне. Смотрите на музыку как на раскрытие сердца вашего, а что же может быть и нужнее, и прекраснее, как не беспредельное в своей мощи и вместимости сердце? Соединяет прекрасная симфония. Люди делаются не только слушателями, в сердце своем онистановятся соучастниками прекрасного действа. И этот возвышенный зов ведет их к подвигу, к каким-то лучшим выявлениям жизни… Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к сужденному Свету!» (1931 г.).

Ян Оя подробно рассказал об увлечении музыкой и Николая Константиновича, и Елены Ивановны Рерих, а также их сыновей. Среди композиторов, чьи произведения любили Рерихи, были: И.С. Бах, Л.В. Бетховен, Ф.Шуберт, Р. Вагнер, Ф. Лист, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель, Я. Сибелиус, М.П. Мусоргский,Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинскийи др. Со многими из них Рерихи были знакомы, с некоторыми их связывали дружба исовместное творчество.Любимые пластинки сопровождали Рерихов повсюду, даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах, в самых трудных условиях, в короткие часы отдыха, музыку. Рассказ Яна Оя сопровождался демонстрацией картин Н.К. Рериха, таких как: «Бэда-проповедник» (1945), эскизы декораций и костюмов к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная» (1930), два варианта картин «Весна священная», «Половецкий стан», «Половецкий воин с саблей», «Снегурочка и Лель», «Песня Леля», «Ярилина долина», «Небесный бой», «Бой со змеем», «Путь в Шамбалу», «Звезда Героя» и др.

Прозвучали фрагменты музыки Мусоргского: из оперы «Хованщина», Бетховена – из сонаты №23 «Аппассионата», Стравинского из балета «Весна священная», Бородина — из оперы «Князь Игорь», Римского-Корсакова – «Песня Леля», Э. Грига – «Пер Гюнт. Утро», Скрябина – «Поэма огня», музыка Рахманинова, Вагнера, Баха и др.

Картины Н.К. Рериха звучат каждая своей звуковой тональностью. Каждая травинка, каждый цветок звучат по-своему. Цветущая яблоня – это симфония торжествующей жизни. В горных пейзажах Рериха звучит своя особая музыка, специалисты в них отмечаютэлементы полифонии, несколько планов и линий гор, объединённых в одну композицию,соответствуют богатому многоголосию. В своих картинах художник создает звука и цвета. Звуки музыки образуют вихревые движения, и вся природаподчиняется мелодии и ритму. Звук становится цветом, а цвет превращается в звук.Симфонии, сюиты, гимны. Эти определения отвечают и характеру произведений Н.К., который говорил: «Я особенно чувствую контакт с музыкой, и точно так же каккомпозитор, пишущий увертюру, выбирает для неё известную тональность, точно так же явыбираю определённую гамму — гамму цветов или, вернее, лейтмотив цветов, на котором ябазирую всю свою схему».

Мудрецы древних времен отмечали, что музыка,как и всё другое, есть инструментвоздействия, потому что ритм и гармония находят свой путь в потаенные уголки души, мощноими овладевают, придают им привлекательность, и душа того, кто действительно образован, становится красивой.

Свою подборку по теме «Гармония и музыка» Алла Дементьевна Олейник сделала по книгам Живой Этики и «Граням Агни-Йоги» Письмам Елены Ивановны Рерих и других источников. После чтения цитат она и Наталия Резник исполнили авторскую песню А.Д. Олейник на два голоса «Ми на Всесвiт однi» (на украинском языке). Алла Дементьевна долгие годы пела в хоре и руководила ансамблем украинской авторской песни в Эстонии, написала несколько песен, которые исполнял ее коллектив.

Вечер встречи завершила Хельбе Лиин рассказом на тему«Коллекционирование как сохранение памяти вещей». Она – коллекционер со стажем, начинала коллекционировать еще с школьных лет, затем вышла на республиканский уровень, затем – на международный. Собирала марки эстонские, расширяя временной охват экспонатов, у нее богатейшая коллекция открыток – и довоенного периода, и советского, и новейшего времени. Присутствующие познакомились с некоторыми образцами ее коллекций.

Наталья Резник
член Правления ЭОР

***

ФОТО:

Выступление Я.Оя, А.Олейник, Н.Резник, Х.Лиин на встрече 14.08. в клубе друзей ЭОР Кодулинн

 

Источник: Estonian Roerich Society_Фейсбук

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Яндекс.Метрика