Ситковецкая В.С. Мифологема музыки

.

Университет истории культур

Ситковецкая В.С.

(студентка I курса)

Курсовая работа

Тема: «Мифологема музыки»

Научный руководитель: Баркова А.Л.

Москва 2001

Введение

  1. Музыка — творец мира
  1. Различные воззрения на сотворение мира. Понятие «Слово», «Звук», «Вибрация».
  2. Возникновение речи.
  3. Творение чистым звуком.
  4. Научные воззрения на возникновение Вселенной.
  5. Перекличка эпох и культур.

Резюме.

  1. Мистицизм и магия музыки
  1. Поклонение Богу-Слову.
  2. Усложнение языка. Музыка природы, голос и разум.
  3. Звук слышимый и неслышимый. Боги, ангелы, мифические существа — певцы и музыканты. Магическая сила музыки.
  4. Сила поэтического вдохновения. Музыка как способ отворении и запирания входа в потусторонний мир. Музыка разрушительная и исцеляющая.
  5. Сотворение отдельных частей Универсума Словом.
  6. Двуединсво слова. Бессмысленное слово. Жанр торжественной речи. Написанное слово.
  7. Шумовая музыка и мелодичная. Единство и противоположность слова и музыки.
  8. Имя — особый вид слова.
  9. Отсутствие мелодий в современной музыке. Высказывания Пифагора и Платона.

Резюме.

  1. Человек и музыка
  1. Дионис и Аполлон — антагонисты. Служение музыки добру и злу. Орфей — граница между Аполлоном и Дионисом.
  2. Форма и содержание. Непрограмная музыка. Одаренный человек — творец духовного. Ключевая нота.
  3. Музыка в культурах народов Древнего Мира.
  4. Воздействие музыки на развитие цивилизации. Музыка будущего.

Заключение

Оглавление

Используемая литература

Введение.

Целью моей работы является желание донести до моего читателя огромное значение музыки во всех ее проявлениях. Рассматривать эту проблему я буду с мифологической точки зрения.

Мифологическое мышление существовало всегда, существует и в наше время. Выдающийся исследователь мифологии — Мирче Элиаде пишет: «Мифологическое мышление может оставить позади свои прежние формы, может адаптироваться к новым культурным модам. Но оно не может исчезнуть окончательно». «Миф — одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах». Элиаде понимает миф не как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так как его понимали в древности, где миф обозначал «подлинное, реальное событие», событие сакральное, значительное.

Древние люди коренным образом отличались от нас своим мышлением, оно было мифологемным, основанным на целостности мироздания и символической связи между окружающими предметами и явлениями.

Рассмотрение ключевых слов названия «Мифологема музыки», позволяет сразу же окунуться в таинственный, неизмеримый океан знаний. Любая деятельность человека начинается с процесса приобретения знаний, то есть по-знания. По-знание заключает в себе действие, связанное с усилием вывести сознание человека из притяжения его обычного круга и устремить сознание по-верх обыденности.

Существует прекрасная легенда о происхождении слова «музыка». Она рассказывает о том, что Моисей услышал божественное повеление на горе Синай в словах Muse ke — «Моисей, внемли», а откровение, снизошедшее на него, состояло из ритма и тона, и он назвал его тем же самым именем: Музыка; а такие слова, как «Music» и «Musike» произошли от того слова.

Понятие «мифологема» входит в общее понятие «архетип». Архетип — понятие, впервые введенное швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К. Юнгом. Архетипы, по Юнгу — это изначальные мифологические образы, оживающие и обретающие смысл, когда человек пытается настроиться на волну, связывающую образы с его личностью. «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячью голосов».

Мифологема — единица мифологического мышления. Образ, обладающий целостностью для культурного человека, содержащий устойчивый комплекс определенных черт.

В период средневековья был значительный отход от мифологемного мышления. Эпоха Возрождения возвращает нас в античные времена. Но к 18 веку происходит «расставание» с целостным космологическим восприятием. Это «расставание» находит свое выражение в известнейших словах Гамлета: «Мир раскололся». А в 20-м веке мы оказываемся свидетелями постепенного возвращения к тому же космологическому мировоззрению.

В основной части моей работы содержится исследование понятия «мифологема музыки» в различных аспектах. Сравнительное обозрение представлений древних о музыке не только с мифологической, но и с научной точки зрения. Я придерживаюсь мнения, что язык музыки, как язык науки — точен и сложен, так же как и язык любой другой научной системы.

Итак, мы отправляемся в плавание по «океану знаний».

    1. Музыка — творец мира.
  1. Различные воззрения на сотворение мира. Понятие «Слово», «Звук», «Вибрация».

Во всех без исключения мифологических представлениях и религиозных воззрениях важнейшим считается знание о Сотворение Мира. Все системы учат, что было время, когда царствовала тьма. Все и вся находилось еще в текучем состоянии и универсальный дух прибывал в неподвижности в беспредельном Пространстве как единое существование. Греки называли такое состояние Вселенной Хаосом, а состояние упорядоченного разделения Космосом, происходящим, как они полагали, из Хаоса.

Первый стих Евангелия от Св. Иоанна гласит: «В Начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог«.

Возможно предположить, что при рассмотрении слов: «Начало», «Слово» и «Бог», что предложение в греческой версии читается следующим образом «И Бог был Словом».

Масоны называют Бога «Великим Архитектором», так как греческое слово arche — означает начало, а tekton — строитель. Бог — Главный Строитель первичной девственной материи.

Розенкрейцеры говорят о том, что когда-то девственная субстанция заключала в себе божественного Мыслителя: Бога.

Бог — Творец породил Слово. Он сотворил потоки мыслеобразов (эйдосов по Платону).

Рожденные эйдосы Бог Выдохнул в пустоту, отчего великое Ничто стало наполняться энергией — материей, овеществляя созданные Богом матрицы — эйдосы. Бог творил, заполняя идеальный образ материей.

Бог создал не отдельные объекты, а Виды. Неудачные творения исчезали с плана бытия, а удачные, совершенствуясь до возможного предела, обретя великий Опыт, возвращались к Богу, сливаясь с ним в Единое Целое.

По представлению древнеиндийских философов — Это Вдох Бога. После такого Вдоха Вселенная исчезает, и бытие сменяется небытием.

Мемфисский теологический трактат (III тыс. до н.э.) гласит: «Ничто не имеет своего бытия прежде возникновения названия, произнесенного громко».

Все созданное и проявленное в Мире Бытия звучит. Каждое живое или неживое имеет свой звук. Что же такое слово и почему мы говорим о музыке как Творце Вселенной?

Музыка — звук без конкретного смысла, стоящего за ним. Звук — это вибрация. Слово — единство звука и смысла. Слово может быть произнесенным и непроизнесенным.6

Жизнь Абсолюта (Бога), из которой возникает все, что можно видеть, чувствовать, ощущать и в которую все возвращается со временем есть безмолвная, неподвижная и неизменная жизнь. Каждое движение, появляющееся из этой безмолвной жизни является вибрацией и созданием вибраций.7 Непроизнесенное вслух слово — мысль.6а

Творение началось с активности сознания, которую можно назвать вибрацией.7а Следовательно, мысль — это вибрация. Вибрация — это движение. Движение звучит, и мы называем речь звуком, когда она слышна.

2. Возникновение речи.

В начале существования человечества не существовало того языка, что мы имеем сейчас, а была только музыка. Человек выражал свои мысли и чувства низкими или высокими, короткими или продолжительными звуками. Глубина его тембра говорила о силе и мощи, а высота тона выражала любовь и мудрость. Касание языком всяческих точек во рту, открытие и закрытие губ всевозможным образом производило разнообразие звуков. Группируясь, звуки создавали слова, передававшие разные значения при различном способе выражения. Это постепенно превратило музыку в язык, но язык никогда не сможет освободить себя от музыки.

3. Творение чистым звуком.

Чистый звук редко встречается в мифологии при сотворении мира. Индийская мифология — образ танцующего Шивы — Натараджи. Шива изображен четырехруким. В одной из своих рук он держит барабанчик в форме песочных часов. К барабанчику прикрепляется по центру некий груз, который при движении стучит по барабанчику. Это символизирует первый звук, которым была сотворена Вселенная.

Идея творения Мироздания чистым звуком претворяется в финской культуре произведением 20-го века «Сильмариллион» Толкена.

В Начале Времен айнуры — высшие существа, порожденные мыслью Илуватара (Единого) из негасимого пламени, обитали в Чертогах Безвременья и по воле Илуватара пели перед ним, каждый поодиночке. Но Единый повелел им слить голоса, и они повиновались. Так сложилась музыка айнуров, из которой в пустоте мироздания возникло чудесное видение; а Илуватар сделал Музыку зримой и претворил видение в Мир — Эа, Мир Сущий — Арда. Голоса айнуров звучали как музыкальные инструменты.

4. Научные воззрения на возникновение Вселенной.

Сегодня в космологических научных концепциях наблюдения и выводы астрофизиков позволяют внимательно осмыслить и связать с наукой древние представления о звуке и музыке как о природном космическом явлении, гармоническом волновом ритме. Выдвинуты убедительные гипотезы о причине и механизме зарождения этих мощных звуковых волн — о феномене «поющей плазмы» в сверхплотном ее состоянии при начале расширения Вселенной. Такая звуковая волна совершала одно колебание приблизительно за 300 лет. Это был низкий и грандиозный «вздох» материи.

В физике, химии, биологии обнаружена универсальность самозарождающихся колебательных волновых процессов при самоорганизации материи. Их объединяет новое актуальное направление научного мышления — синергетика, ставшая метадисциплиной для разных областей науки. Выяснилось, что волны электромагнитного «океана», излучаемые космическими «магнитами» — звездами и планетами, наполняют Вселенную и активно воздействуют на ее процессы, их гармонические ритмы, подобные гармоническим звукам, определяют и регулируют жизнь на Земле.

Физики-теоретики и астрофизики доказали, что важнейшую роль в формировании структур Вселенной выполнили гармонические волны, имеющие постоянную частоту колебаний.

5. Перекличка эпох и культур.

Современная наука дает подтверждение древнему убеждению античной мысли о гармонии мира «музыки мировой». Ее эстафету передал западноевропейской культуре Боэций. Арабский орден мудрецов «Просветленные братья» (IX-X вв) мистически исповедывал убеждение «музыки мировой» как величественную и таинственную взаимосвязь всех частей мирового целого. Идея «Гармонии мира» имела истоком древневосточные, шумеро-вавилонские астральные представления.

Современная научная концепция о значении звука в первоначальном бытие и формировании материи предвосхищена древнеиндуистским и философским представлением о звуковой природе мира и чудесной созидательной силе звука — Шакти как творческом проявлении созидательного начала, основы мира — Шивы. Шакти представляется образом звучащего целого высшего мира рожденного звуком.

Звук (nada) — причина всего и абсолютный звук (Брахман) — являет этапы творения, связывает духовное и материальное в мире и существует как проявленный для нашего звука и как не проявленный (звучание «акаша» субстанции, наполняющей пространство). Его слышат только йоги и боги, которые сами — «порождение силы и мощи звука». «Весь мир подвижный и неподвижный проникнут звуком», заявляет Брихаддеши (VII). «Акаша — начало звука» (Махабхарата, Анугита, гл. 44,4).

Конкретно современная научная идея формирования космической плазмы колебанием «дыханием» гармонического звука — намечена в ведах, в космогонических гимнах древнеиндийской философии, сложившихся в конце II — начале I тысячелетия до н.э. «Прашна — Упанишада» так повествует о «владыке творений»: Праджапана породил дух — вещество и дыхание. Он решил: оба они создадут для меня многочисленные творения. Ригведа в «Гимне Насадия» заявляет: «тогда не было ни сущего, ни не-сущего… Без дуновений само собой дышало Единое. И ничего, кроме того, не было… Все это (было) неразличимо, текуче». О возникновении всего из «не-сущего» повествует и Шатанатха брахмана. Дыхание — колебание это и есть звук, медленная и низкая вибрация огромной звуковой волны в единой «текучей» первоначальной плазме, начинающей «жить» — формироваться в структуре Вселенной.

Вавилонская поэма о сотворении Мира Энума Элиш (сер. II тыс. до н.э.) сообщает: «Когда наверху не названо небо, а суша была безымянной, Апсу первородный, всесотворитель, Праматерь Тиамат, что все породила, Воды свои воедино мешали … Тогда в недрах зародились боги … Всеведующий Эйа придумал выход, он создал образ … Заклинание святое сотворил премудро «Повторил громозвучно, отправил в Воды», совладав с хаосом стихий.

Волнами гармонического звука формировались структуры Вселенной. Так же формируется сердце в зародыше живого существа. Может быть при формировании космических структур также образовался «ритмоводитель» — центр разума нашей Вселенной, называемый в Индуизме Вишнунабхи.

Резюме.

С какой бы точки зрения мы не рассматривали бы теорию возникновения Вселенной, все данные, названные по-разному и найденные разными путями не противоречат друг другу. Это подтверждает истинность знаний древних людей. Восхищают и достойны уважения их глубокие познания в космической теории. Это вселяет уверенность в то, что такие, казалось бы, диаметрально противоположные понятия как наука, миф, религия могут сливаться воедино и, дополняя друг друга, не ссорясь, пойдут рука об руку в трудном деле познания мира.

    1. II. Мистицизм и магия музыки.

1. Поклонение Слову-Богу.

Итак, Слово — устрояющая сила Вселенной. Та же концепция природы звука принята в Индии, где различают слышимый звук (ахата) и звук неявленный (анахата). Этот последний тождественен универсальному творческому принципу, воплощенному в Шиве. Первым проявлением признака жизни было слышимое выражение или звук, то есть Слово. Испокон веков йоги и видящие Индии поклонялись Слову-Богу или Звуку-Богу; и вокруг этой идеи построен весь мистицизм звука и произнесения. Семитские народы осознавали важность слова. Священное Илия, священное Слово, всегда почиталось в иудаистской религии. В Исламе доктрина исмахизма (букв. «величайшее имя» — эпитет для обозначения Бога), которая толкуется как доктрина мистического слова.24 Зороастрийцы, чья религия была дана им задолго до времен Будды или Христа, и которые утратили многие из своих учений, все же всегда хранили свои священные слова. На сегодняшний день санскрит уже долгое время мертв, но индийские Йоги в своих медитациях все еще используют слова санскрита по причине силы звука и вибрации, содержащихся в них.

2. Усложнение языка. Музыка природы, голос и разум.

При усложнении языка пропадало чувство тембра, но оставалось чувство ритма. Это отделило поэзию от музыки. В древние времена религии, философии, науки и искусства были выражены поэзией. На следующей стадии человек освободил язык и от уз ритма и создал из поэзии прозу. Но и в прозе душа имеет музыку. Когда мы обращаем внимание на музыку природы, мы обнаруживаем, что каждая вещь на земле вносит свой вклад в ее Гармонию. У насекомых есть свои концерты и балеты, а птичьи хоры распевают свои хвалебные гимны. Музыка — это единственное средство понимания среди птиц и зверей. Язык можно назвать упрощением музыки, музыка скрыта в нем, как душа скрыта в теле; с каждым шагом к упрощению язык терял часть своей музыки. Первые божественные послания были даны в песнях, как, например, «Псалмы» Давида, «Песнь песней» Соломона, Гаты Зароастра и Гита Кришны.

Звук явленный — биологическая эволюция идет от все более растущей способности голосового и рационального выражения. Голос и разум неразделимы. Человек стал мыслителем и музыкантом в одно и то же время. Обретя речь, человек утратил контакт с иными уровнями собственного бытия. Но одновременно получил дар восстанавливать этот контакт посредством звуков. Самый древний и современный музыкальный инструмент — голос человека. Все остальные музыкальные инструменты созданы по его подобию. В Индии на первом месте стояла вокальная музыка, за ней — инструментальная и, наконец, танец — музыка движения. Мелодия — душа музыки — непосредственно возвращаясь в высшие слои, обращалась к Создателю.

3. Звук слышимый и неслышимый. Боги, ангелы, мифический существа — певцы и музыканты. Магическая сила музыки.

Все спиритуалисты признавали, что не существует лучшего средства привлечения духов с их плана свободы на внешний план, чем с помощью музыки. Не существует другой подобной магии, чем магия музыки, по силе влияния на человеческую душу и природу.

Слышимый звук с его зависимостью от материальной среды и узким интервалом частот менее значителен, чем непроявленный звук, проводящий творческую энергию Абсолюта. Но каждый звук наделен особой гармонической суперструктурой, порождающей собственную форму — является творящей силой. Это наделяет музыку магической силой, для нее нет невозможного. Не случайно многие древние боги музыки наделены магической силой, ибо магия осуществляет контроль над энергетическими структурами материального мира, стоит только узнать ее ключ. Но боги не только наделены магической силой, но и являются изобретателями музыкальных инструментов и искусными музыкантами и певцами.

Аполлон — светлый солнечный бог, Мусагет (Водитель Муз), вдохновенный певец, мудрый прорицатель и врачеватель. Получил свой инструмент от Гермеса.

Гермес изобрел инструмент из панциря черепахи и заворожил своей игрой Аполлона, разгневанного кражей стада коров. Сила игры была настолько велика, что Аполлон оставил коров Гермесу в обмен на лиру.

Древняя традиция дает нам потрясающие примеры воздействия музыки: птицы и животные были очарованы флейтой Кришны, скалы плавились от песен Орфея, рага «Длиан», спетая Тансеном, зажгла все факелы, а сам он сгорел на своем собственном огне, который зажгла в нем его песня. Создателем музыки, согласно египетской мифологии, был бог мудрости Тот — учитель Исиды. На музыкальных инструментах играла супруга Вишну — богиня красоты и счастья Лакшми — индийская Венера. Кельтский бог изобилия Дагда с помощью арфы призывал времена года.

Музыка обладает сверхестественной магической силой, вследствие этого многие боги — прекрасные певцы, музыканты и танцоры. Шива творит мир при помощи танца. Исида танцует и играет на музыкальных инструментах. Систр — священная погремушка Исиды. Баст — кошачья богиня, тесно связанная с Исидой и Хатор, богиня любви, красоты и танцев, склонные к музыке, танцам и веселью. Осирис особенно любит музыку и танцы, это позволило древним грекам поставить знак равенства между Осирисом и Дионисом. Дионис — воплощение плодоносных сил земли, буйный бог, мчащийся в экстазе, окруженный вакханками и вакхантами, поющими и неистово танцующими, освобождающий человека от скучно-размеренной жизни.

Музы, прекрасные дочери Зевса, рожденные от брака Зевса с Мнемозиной. Девять сестер, одаренные умением танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах. В их ведении утонченное наслаждение духа. Они водили хороводы на геликонских вершинах. По рассказам Гессиода в его «Теогонии» однажды, встретив пастуха, открыли ему тайну поэтического вымысла (фантазии). А затем вручили посох из зеленого лавра, дерева любимых Аполлоном певцов и поэтов. Так музы обучили Гессиода песням и создали поэта, а он прославил их в «Теогонии».

Не существует другой подобной магии, чем магия музыки по силе влияния на человеческую душу. Не только боги, полубоги, мифические существа, но и ангелы, обладали умением петь и играть на инструментах. Существует прекрасная легенда о том, как душа не хотела входить в тело Адама. Ангелы запели, по приказу Бога и она вошла в тело, опьяненная пением.

Часто способностями играть на музыкальных инструментах обладали мифические существа Марсий — сатир, Пан — козлоногий бог. Желая показать свое мастерство в игре на инструментах, соревнуются с Аполлоном, проигрывают и жестоко наказаны. С Марсия Аполлон содрал шкуру и повесил во Фригии в Келенах, у истоков реки Меандр. При звуках флейты кожа начинает шевелиться.

4. Сила поэтического вдохновения. Музыка как способ отворения и запирания входа в потусторонний мир. Музыка разрушительная и исцеляющая.

Очень важна внутренняя красота, которой наделяют боги певцов и музыкантов. Это красота поэтического вдохновения. Поэт, певец и музыкант обладает пророческим даром, ведая не только прошлое, но и будущее.

Орфей, получивший дар из рук Аполлона, заставлял своей игрой на лире двигаться скалы и деревья и очаровал Аида и Персефону, спустившись в Ад. Амфион, играя на лире, заставлял огромные камни складываться в фиванские стены. Музыка отпирала и затворяла вход в потусторонний мир. Орфей, спустившийся в Ад, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику.

В мифе о добывании коров Вала из пещеры рассказывается о том, как далеко на западе, на самом краю света, куда каждый день закатывается солнечный камень, текла река Раса. Свирепые демоны пании похитили солнечные лучи, принявшие облик коров и спрятали их в скале. Бог Индра, громовержец и вдохновитель певцов, привел с собой семь волшебников из рода Алгирса. Они пели гимны столь громко, что скала раскололась и коровы вышли.

В финском эпосе «Калевала» говорится о добывании волшебной мельницы Сампо при помощи игры на кантеле. Вяйнемёйнен, прибыв в страну Похъёлы, усыпил игрой на кантеле жителей, добыл Сампо, которая хранилась в медной горе за девятью дверями. Первая дверь была заперта не замком, а словом (заговор), могучей волшебницы Лоухи, ее труднее всего было отпереть. Но мудрый певец финнов подошел к ней, тихо пропел песню и двери обрушились сами собой.

В сказании о взятии города Иерихона, стены которого пали от звука труб Иисус Навин приказал своим воинам: — «Шесть дней по одному разу обходите стены Иерихона и пусть впереди будут семь священников с семью трубами из бараньих рогов. На седьмой же день обойдете вокруг города семь раз. И пусть священники дуют в бараньи гора. Вы же храните молчание, чтобы никто не слышал голоса вашего, пока не начнете седьмого круга и я не дам вам знак, чтобы воскликнули громким голосом. И рассыпятся стены Иерихона и войдете вы в город».

Музыка обладает даром исцелять. Давид — библейский пастух усмирял бешенство Саула игрой на кифаре. Облегчение Саулу приносили не только музыка, но и слова песни. Все виды музыки годятся для духовного очищения.

Определенные мелодии или музыкальные стили очищают душу и поднимают сознание на более высокий уровень. Древние знали об этом и всегда включали музыкальное сопровождение в свои храмовые ритуалы. Систр, священная погремушка Исиды, часто используется в ритуалах очищения. Бряцающий или постукивающий звук этого инструмента активизирует потоки энергии и очищает их от негативных воздействий.

5. Сотворение отдельных частей Универсума Словом.

Встречается огромное количество мифов о сотворении Словом не Универсума, а отдельных его частей. Необходимо проговаривание будущего явления, в результате которого идея обретает бытие. В этом случае Слово является заменой действия. Прекрасный пример этого — финский эпос Калевала, где сила слова выражена в большей степени.

Вяйнемёйнен — великий певец. Мир был сотворен для того, чтобы он родился на свет. Он играет на кантеле, соревнуется с Еукахайненом в пении. Еукахайнен хвастается, что присутствовал при сотворении мира, и знает, что происходило в незапамятные времена. Но это оказывается ложью и, проиграв словесную схватку, он оказывается в болоте. Зная слово о сотворении мира, Вяйнемёйнен обладает мудростью, а, следовательно, и силой.

Для того чтобы излечивать раны, необходимо знать происхождение лекарства или происхождение того предмета, который нанес рану. Вяйнемёйнен, строя лодку поранил колено и до тех пор, пока не узнал слово о происхождении железа, не мог остановить кровь.

Словом в «Калевале» Вяйнемёйнен строит челнок. Ему не хватает трех словечек для окончания строительства. Для добывания недостающих слов он отправляется в путешествие и, найдя, использует их как недостающую часть строительного материала лодки.

6. Двуединство слова. Бессмысленное слово. Жанр торжественной речи. Написанное слово.

Любое слово, как таковое является двуединством своего смысла и своего звучания. Двуединство плана содержания и плана выражения. Слово как смысл — слово лишенное звука, иногда слово письменное, может быть и произнесенным мысленно. Звук без конкретного смысла, стоящего за ним — музыка.

Сила звука — несколько иная область. Слово, в котором отсутствует реальное содержание. Жанр торжественной речи — речь, лишенная смысла: произносится по случаю праздничных дат и торжественных событий. Слово выполняет роль, ему не свойственную, оно выступает как чистый звук (бессмысленное слово). Когда произносится неинформативная речь, всегда звучит музыка. Также в ритуальной ситуации: богослужения на незнакомом языке (католичество — латынь) буддистское богослужение (по-тибетски) бурятские ламы не знают смысла тибетских слов. Они декламируют текст нараспев, сопровождая его игрой на музыкальных инструментах (в основном ударных: барабан, литавры, колокольчик).

Важнейший элемент всей культуры Восточной, Юго-Восточной Азии мантры! — заклинания, которые воздействуют не смыслом, а звуком, произносятся много раз подряд. В христианстве — произнесение молитвы несколько раз подряд (подобие мантры). Таким образом, слово воздействует не только как смысл, но и как звук.

Непроизносимое, но написанное слово. Любой вход — граница чего-то, или переход в пространстве, то место, где человек становится уязвим. Необходимо защитить его. На помощь приходит непроизносимое слово — текст. В наше время это плакат. Например: «Добро пожаловать». Это маскировка границы словом. Текст не несет информационной роли.

Вход — традиционное место помещения священных символов любой религии. Язычество — заклинательный орнамент, изображение божества (за исключением ислама), Священные тексты, христианство — связь 16-17 веков настолько сложна, что читать ее могут только профессионалы. Книги — любой заголовок — текст, находящийся в пограничной зоне, также оформляющийся нечитаемой вязью.

7. Шумовая музыка и мелодичная. Единство и противоположность слова и музыки.

Музыка — средство открытия врат потустороннего мира — непременно должна присутствовать в любом ритуале. Ритуалы бывают разные: ритуал при желании вступить в контакт и ритуал — следствие необходимости. К первому виду относятся гадания, ко второму — календарные ритуалы. Если их не совершить, природный цикл остановит свое движение.

Музыка, выступающая как ритуальный шум. Шаманские камлания — грохот, голый ритм, отсутствие мелодии, но функционально — это музыка. Китайские фейерверки — громкий шум, по поверию распугивает злых духов. Шум в понимании человека — это плохо. Шум сила хаотическая — деструктивная. Таким образом, двоякое отношение к шуму: проявление музыки как запирающей двери и проявление деструктивной хаотической силы музыки.

Говоря, что музыка — сила, отпирающая врата, но мы не знаем, с какой стороны она их отпирает. Музыка гармоничная — открывает дверь со стороны мира людей, когда мы хотим вступить во взаимодействие с потусторонним миром. Орфей, открывающий врата Ада, чтобы спасти Эвридику мелодичной игрой на лире. Шум открывает врата со стороны потустороннего мира: выгоняя очередного черта в преисподнюю, давая дорогу хаосу в мир людей.

Чем сильнее связаны слово и музыка, тем скорее наступает предел, когда они становятся противоположными друг другу. Эта концепция характерна не только для культуры эллинизма. Средневековая Ирландия: Западная часть страны — Конакт — связано с друидическим знанием и священной речью (север, восток). Южная часть — Мунстер — с рабами. Мунстер связывается с музыкой простонародья (не сакральной). Слово — высшие сакральные сферы. Музыка — низшая из низших. Индия: божественная речь считалась высшей из стихий, доступной только брахманам. Профессиональные музыканты в Индии принадлежали к касте шудр.

8. Имя — особый вид слова.

С Древних времен до настоящего времени сохранилось отношение к Имени как к явлению магическому. Существует великая тайна, скрытая в имени, будь то имя человека или вещи. Вся тайна скрыта в имени. Любое знание, лишенное имени, непонятно. Человек не может управлять вещью, о которой он не имеет знания. Человек, не знающий имя вещи, невежественен, а тот, кто невежественен — бессилен.

Причина человеческого величия заключается в масштабе знания, которым он одарен, тайна знания лежит в узнавании человеком различий между вещами и существами. Каждое имя открывает для знающего прошлое, настоящее и будущее той вещи, что за именем скрыта.

Смысл имени имеет огромное влияние как на его обладателя, так и на других людей. Смысл имени играет важную роль в человеческой жизни: гласные и согласные звуки в имени ритм, природа букв, составляющих его, мистические числа, символ и планета, а также корень, из которого оно получено, и эффект, который оно производит.

Влияние ритма, внушаемого именем, производит воздействие как на сущность, обозначенную им, так и на тех, кто называет ее этим именем. Ритм имени предполагает важнейшую вещь в жизни: равновесие его или утрату. Христианское имя имеет большое влияние, чем фамилия. Иногда прозвища имеют еще больший эффект. Имена, данные Святыми, имеют удвоенный эффект, то есть от самого имени и от воли давшего его. Иногда сменив имя, человек меняет судьбу.

9. Отсутствие мелодий в современной музыке. Высказывание Пифагора и Платона.

В музыке между мелодией и ритмом находится гармония, которая может либо подниматься и сливаться с вибрацией чистой мысли, мелодией, либо опускаться и смешиваться с чисто активным движением — импульсом. Если чисто мелодический элемент, несущий в себе волевую вибрацию Бога и Духа музыки отсутствует в композиции, то нет и водительства.

Вероятно именно тем, что гармония слилась с ритмом, возможно, объясняется появление современной, так называемой музыки, несущей смятение вместо связующего единения.

Пифагор, греческий философ, посвященный, говорил своим ученикам, что лира — это тайный символ человека, что тело ее представляет физическую форму, струны — нервы, а играющей на ней музыкант — это Дух человека. «Играя на своих нервах, — выразился он — Дух обеспечивает нормальное функционирование, которое, однако, в любой момент может легко превратиться в диссонанс, если природа человека извратится». Скрытое предупреждение.

Платон, великий греческий философ и учащийся Мистерий, не соглашался с тем, что музыка предназначена исключительно для создания добрых, приятных эмоций, но считал, что она должна внушать любовь ко всему благородному и отвращение ко всему подлому, позорному и низкому и что ничто не может сильнее затронуть сокровенную человеческую суть, чем мелодия и ритм.

Резюме.

Обобщая вторую главу моей работы, можно сказать, что все понятия и присущие им черты наводят на мысль о великой ответственности человека перед обществом и Вселенной за свои слова, мысли. Полученные знания помогут человеку облегчить его существование в нашем непростом мире. Надо четко осознать, что нет ничего случайного, все взаимосвязано.

III. Человек и музыка

1. Дионис и Апполон — антогонисты. Служение музыки добру и злу. Орфей — граница между Аполлоном и Дионисом.

Давно признано, что греческие мифы относятся к истории человека во вселенной — его происхождению, падению и порывам его заточенного духа. Каждый из греческих богов является персонификацией одного из аспектов человеческой души, и каждая такая персонификация отражает состояние присущей человеку божественной энергии.

Наибольший интерес представляют для понимания современного состояния человека Дионис и Аполлон. Они олицетворяют полярные противоположности Божественного. Дионис — всеродящая энергия, свободная, но неупорядоченная. Аполлон — интеллектуальная энергия, устанавливающая гармонию и порядок. Сам порядок Аполлона есть творение искусства, как указывают его совершенные по своим пропорциям изображения, однако, в этом порядке содержится и падение — ограничение стихийной энергии, заключенной в Дионисе.

Дионис всегда ассоциировался с непревзойденной силой природы, буйством, сатирами, опьянением жизненной энергией, и эти силы греческая культура была предназначена умерить, поставив ударение на логике, размере в поэзии и каноне в искусстве.

Известный миф об Орфее и Эвридике, показывает человека в определенной стадии этого упорядочивающего процесса и продолжает историю падения, ибо Орфей не сумел вызволить Эфридику, свою душу из Аида, физического мира. Силы жизни медленно уступали силам интеллекта. Орфей одновременно является устроителем порядка (будучи приверженцем Аполлона) и изображением музыки. Порядок и музыка являются синонимами. Разум и пропорция неразделимы (математическое отношение интервалов, строение ритмов, структура музыкальных ключей). Когда раздается звук в физическом мире, происходит взаимопроникновение всех уровней, резонансы отражаются на состоянии человеческого тела, на уровне психики и на глубоком уровне творческого разума. Это наделяет музыку и слово, которое близко стоит к музыке огромной силой. Сегодня человек повсюду остается высокочувствительной организацией, микрокосмом, содержащим в миниатюре вселенную. Всякий раз, когда раздается звук, что-то резонирует в сложной структуре его существа человек постоянно подвергается влиянию звуков.

Как всякая сила, музыка может служить добру и злу. Иногда безобидная музыка может обернуться разрушительной силой. Жизнь и смерть лежат здесь бок о бок, как и всюду. Музыка и жизнь глубоко родственны. Музыка является в существе своем математическим отношением, способным распахнуть дверь навстречу свободной энергии. Но она не делает этого, потому что нам разум, служа ложным целям, отвергает энергию Диониса, как враждебную безопасности и порядку. Бог не дает человеку приобщиться к высшему разуму, ибо человеческая гордыня обратила бы его во зло. Когда человек сумеет преодолеть свой эгоизм, конфликт разум и свободной энергии найдет гармоническое решение, и человек сможет возобновить движение по тропе эволюции. Орфей — это сам человек, сын Аполлонова разума и обладатель энергией Диониса. Его музыка выражает жажду равновесия между этими полюсами.

2. Форма и содержание. Непрограмная музыка. Одаренный человек — творец духовного. Ключевая нота.

Форма музыкального произведения — нагая структура нот, статичная и ожидающая жизненной энергии музыканта, который вдохнет в нее душу. Форма ограничена, холодна и индивидуальна, энергия свободна, огненна и универсальна.

Отношение этих непримиримых полюсов исполнено напряжения и вибрации (латинские корни «виб» и «вив» лежали в основе слова «вибрировать» и «жить»). Это отношение обозначается в христианстве как Святой дух. Музыкант является посредником, носителем Святого духа. Исполнение требует прохождения через форму, как свидетельствует английское слово «перформ» — исполнять. Проходя через форму, он переступает мертвую форму записанных нот, насыщая ее своим творческим воображением — трансформирует, преображает ее, без чего музыка осталась бы мертвой.

Существует воззрение на музыку, как на явление, отражающее действительность (19 век — век программной музыки). Но в 19 веке появилась альтернативная теория Эдуарда Ганслика, изложенная в книге «О музыкально прекрасном». Он выступил противником программной музыки и выдвигал положение о том, что содержанием музыки является она сама. Роль музыкантов гораздо более глубока, чем просто отражение действительности. Они творят для людей иной мир, отличный от нашей действительности, тем самым они как бы показывают, что у человека есть много неизведанных возможностей для своего совершенствования. Одаренный человек творит духовность и таким образом дает людям возможность прикоснуться к ней. Для музыканта и для истинного любителя музыки обращение к высокодуховной музыке — это путь в Храм духовности. Прекрасные мгновения прикосновения к высокой духовности как бы освящают нашу жизнь… Чудесные факелы красоты творчества так ценны для человека. Мы видели, как творения искусства преображали человека. Чувствительный слух музыканта выявит определенную музыкальную ноту, отличную от таковой других городов. Он слышит в каждом ручье новую мелодию и шум ветра в верхушках деревьев разных лесов имеет разную тональность.

В материальном мире звук исходит из формы. В духовном мире так, где находится форма, наблюдается прозрачное пустое пространство. Из этой пустоты исходит звук, который является «ключевой нотой», создающей и поддерживающей форму.

Звук из вакуума не может быть услышан в физическом мире, но гармония, которая проистекает из пустой полости небесного архетипа является «Голосом Безмолвия» и последней становится слышным тогда, когда все земные звуки стихают. Эта «ключевая нота» есть непосредственная манифестация Высшего «Я», которое использует ее для того, чтобы управлять личностью, ею созданную.

    1. Музыка в культурах народов Древнего Мира.

Культура Древнего Китая, музыка которого опиралась главным образом на религиозные философско-идеологические доктрины. В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчеркивалась ее социально-политическая роль. Согласно представления даосизма, музыка должна способствовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. В древнем Китае разрабатывалась теория ритма.

Музыкальная культура Древней Индии базировалась на традициях, отраженных в записях Ригведы. Звук как таковой рассматривался в виде энергий космоса, давшей начало жизни, а ритм развития Вселенной воплощался посредством определенного сочетания музыкальных звуков. Одним из основополагающих в древнеиндийской музыке является понятие раги — самобытного музыкального произведения. Учение древних индийцев мантра-йога, суть которого заключается в пропевании особым образом в заданное время суток и года определенных фонем, гласных и согласных звуков, что позволяет осуществлять восстановление на тонком уровне какого-либо больного органа, а также гармонизовать весь организм.

Особое место занимала музыкальная наука в древних государствах Междуречья: Шумера, Вавилона и Ассирии. Музыке принадлежала значительная роль в религии и придворной жизни государств. В социальной иерархии музыканты стояли сразу после богов и царей. Музыкально-теоретическая система в культурах Месопотамии почти целиком сформировалась под влиянием астрологии.

Древнеегипетская цивилизация обладала глубоким пониманием законов Вселенной и имела хорошо разработанную музыкально-теоретическую систему.

Один из основных разделов античной музыкальной теории — учение об Этосе, трактующим музыку как средство этико-воспитательного воздействия на человека. Древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало огромное воздействие на развитие современной науки о музыке. Платон пишет: «Музыкальное воспитание — более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души». В другом месте Платон говорит: «Нужно избегать введения нового рода музыки, — это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические новости».

Аристотель тоже утверждает, что музыка обладает силой формировать характер и что человек при помощи музыки может приучить себя развивать правильные чувства.

Для древних китайцев музыка была самым непосредственным и полным выражением не только гармонии мировых стихий, но и высокой миссии человека выполнять, приводить к завершению «работу Небес». Музыкальное искусство воспринималось как могущественное средство воздействия на природный мир и нравственное воспитание народа.

Музыкознание Древнего Ирана корнями уходит к традициям древнеарийской цивилизации. На серьезном уровне в этой стране магов, алхимиков и звездочетов разрабатывалась музыкально-теоретическая система. Древние иранцы использовали особые магические звукоряды для осуществления различных задач.

В эпоху Возрождения вновь возобладал античный подход к музыке. Музыка по-прежнему рассматривалась как наука. Появились трактаты, раскрывающие числовую природу музыки. Исследователь средневековья И.Кеплер всю жизнь с неутомимым упорством штурмовал загадочную тему «Гармонии сфер». Открыл подобие законов микрокосма музыки с макрокосмосом Вселенной.

4. Воздействие музыки на развитие цивилизации. Музыка будущего.

Английский композитор и пианист Кирилл Скотт написал интересную книгу «Музыка и ее тайное влияние в течение веков». К.Скотт пишет об эзотерическом влиянии музыки почти на все фазы цивилизации (стр.272). Если рассмотреть музыку двух столетий, то можно установить ее влияние на культуру этого времени.

Гендель провел большую часть своей жизни в Англии. К.Скотт утверждает, что на долю Генделя выпала высокая миссия восстановить состояние английской морали. В те времена царила очень шаткая нравственность. Именно музыка Генделя способствовала возникновению Викторианской эпохи со всеми ее преимуществами и недостатками.

Бах — величайший композитор всех эпох. Бах имел сильное влияние на образ мышления, особенно немцев (повысился интеллект). Своей музыкальной логикой Бах способствовал усилению заложенной в немцах тенденции к философии.

Бетховен был одним из самых своеобразных характеров в истории музыки. Он — величайший музыкальный психолог. Скотт называл Бетховена «отцом психоанализа», потому что его музыка сделала возможным дальнейшее развитие этой науки. Под влиянием музыки Бетховена сильно увеличилось число благотворительных учреждений, в основе которых лежало сочувствие другим.

Роберт Шуман. Музыка этого композитора касается чрезвычайно важной области — ребенка. Именно в это время произошла большая перемена в отношении родителей к детям и в воспитании. Около 1840 года появляются первые детские сады. Музыка направляла внимание взрослых на детей, пробуждала в них недостающее понимание души ребенка.

Музыка Вагнера во всех отношениях революционна. Скотт говорит, что влияние этой музыки сказалось в созданиях движений, имеющих целью единение и братство.

Цезарь Франк, Дебюсси, Скрябин. С ними в музыке происходит перемена. Музыка Цезаря Франка ведет к созерцательности. Дебюсси — в его лице мы находим самого сильного представителя духов природы.

Русский композитор Скрябин был первым европейским композитором, который связал оккультные знания со звуками. Он знал, что должен принести миру Духовную весть и что таковая может быть дана в музыке. Он задумал симфонию «Мистерию» под влиянием общения с Хазрат Инайят Ханом — суфийским мудрецом. «Мистерия» должна была, включив себя идеи разных культур мистически повлиять на развитие искусства в 20 веке. Скрябин хотел построить для исполнения своей «Мистерии» в Индии храм и это была не просто мечта. Велись переговоры по покупке земли. Но этой мечте не суждено было сбыться. Скрябин умер слишком рано.

Этот труд должен был не только осуществить все духовные идеи Скрябина, но и воодушевить и его слушателей. Предполагалось применить и другие виды искусств. В связи с этим Скрябин изобрел для оркестра световой орган. От музыки Скрябина исходит сильная, но неземная красота, которую нельзя сравнивать ни с чем земным, потому что это песнь высших существ, которая отражается в его музыке.

Рассмотренная до сих пор музыка носила воспитательный и созидательный характер. В начале 20-го столетия стало необходимым переломить нежелательные мыслеформы и то заурядное мышление, которое являлось препятствием для духовного развития. Эта работа выпала на долю Шенберга, Стравинского и других ультрамодернистов. Подвергавшаяся сильному осуждению, так называемая атональная музыка имела и еще имеет свою задачу. Своими резкими диссонансами и неравномерным ритмом они нарушили неподдающиеся гибкости мыслеформы и подготовили ментальное тело человека для восприятия нового.

Необходимо упомянуть о вредном влиянии джаза. Эта музыка возбуждает плохие инстинкты людей. Чрезмерное подчеркивание неправильных ритмов напоминает боевую музыку праотцев, которая применялась для возбуждения воинственности и жажды убивать. Нынешнее хаотическое состояние мира связано с хаотической музыкой начала 20-го столетия (на мой взгляд это мнение субъективно).

О музыке далекого будущего Кирилл Скотт говорит: «До сих пор мы в нашей земной музыке едва могли передать отдаленное эхо музыки сфер, в будущем же нам будет дано изобразить великую космическую симфонию». В этой неподражаемой песне единения включается синтез любви, мудрости, знания и радости, и если человек когда-либо услышит это на земле и будет пронизан этим Божественным влиянием, он приобретет вечное сознание этих качеств».

Заключение.

В заключение моей работы мне хотелось бы обобщить все сведения, которые были сообщены моему читателю. К сожалению, небольшой объем работы не дал мне возможности глубоко обрисовать эту проблему. Удалось кратко коснуться некоторых понятий, не углубляясь в них.

По моему глубокому убеждению настанет то время, когда музыка из развлекательной превратится в сознании людей в сакральную мощную силу, помогающую становлению человеческого духа.

Работая с изученным мною материалом, я испытала огромную радость познания и нашла много созвучного моей душе в понимании этой проблемы. Много лет проработав с детьми, обучая их музыке и пению, я всегда ощущала, что моих знаний недостаточно, что музыка гораздо глубже, чем я знаю ее и более мистична по своему значению и воздействию на людей.

Существует огромное количество высказываний о музыке философов, музыкантов, мистиков-оккультистов, поэтов, писателей, художников, всех тех, кто работает с понятиями надбытийными.

Я рискну провести аналогию между смыслом ключевых слов: Бог, Слово, Красота, Духовность, Жизнь, Музыка, Гармония.

Бог — это Слово. Слово — это Музыка.

Бог — это Красота, Гармония. Музыка — это Красота, Гармония.

Музыка — это Огонь. Огонь — это Божественное проявление духа в человеке. Музыка — душа человека.

Музыка — это Жизнь. Музыка — это Бог.

Красота спасет мир. Музыка спасет мир.

Итак, одной из главных задач эволюции является преображение самого человека, его внутреннего мира. Величайшая роль в этом принадлежит музыке как искусству.

Все учителя и великие мыслители, которые продвигали и продвигают нашу эволюцию, творили в энергетическом мире искусства. Музыка — священное искусство, так считали мудрецы всех веков.

В сущности всего бытия и в основе всего сущего лежит музыка.

Музыка — это язык души.

Музыка не только объединяет человека с человеком, но и человека с Богом.

Музыка — наилучшее средство пробуждения души.

Используемая литература.

  1. Макс Гендель, «Мистерии Розенкрейцеров», изд-во «Литан», 1999 г.
  2. Искусство как способ познания. Материалы международной общественно-научной конференции, 1998 г., Москва 1999г.
  3. Хазрат Инайат Хан, «Мистицизм звука», М.: Сфера, 1998 г.
  4. Королев К.М., «Толкен и его мир», Москва 2000.
  5. Аудиозапись лекции А.Л. Барковой «Творящий звук», Москва, 28.08.2000г.
  6. Л.Г. Бергер, «Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях», Тбилиси, 1998г.
  7. АУМ «Синтез мистических учений Запада и Востока №2», Герберт Хоуп «Сокровенный лик музыки», Терра, 1992 г.
  8. Тахо-Годи А.А. «Греческая мифология», М.: Искусство, 1989г.
  9. Ди Траче Регуля «Мистерии Исиды», М.: Гранд, 2000г.
  10. А.И. Немировский «Мифы и легенды Древнего Востока», М.Ж Просвещение, 1994г.
  11. Малявин «Китайская цивилизация», М.: изд-во «Астрель», 2000г.
  12. «Мифы народов мира», М.: Советская энциклопедия, т.1,2., 1987г.
  13. Рудольф Штайнер «Мистерии древности и христианства», С-Петербург, Интербук, 1990г.
  14. Шифман И.Ш. «Ветхий завет и его мир»,М.: изд-во политической литературы, 1987г.
  15. Энциклопедия символов, знаков, эмблем, М.: локид мир, 2000г.
  16. О.В. Никанкин «Введение в астромузыку», М.: Белые Альвы, 2000г.
  17. Мирче Илиаде «Аспекты мифа», М.: Академический проспект, 2000г.

Источник

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Яндекс.Метрика