Музыкальное искусство в жизни и творчестве Елены Ивановны Рерих.

.

12 февраля 2012 года в рамках Лектория Российской национальной библиотеки состоялась третья встреча из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания». Она была посвящена 133-й годовщине со дня рождения всемирно известного мыслителя и философа Елены Ивановны Рерих. Лекцию на тему: «Музыкальное искусство в жизни и творчестве Е.И. Рерих» представил председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России Э.А.Томша.

Мероприятие открыла Елена Федоровна Строганова, заведующая лекционно-концертными мероприятиями Российской национальной библиотеки. Она отметила, что лекторий «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» является совместным проектом Международного Центра Рерихов и Российской национальной библиотеки и пользуется большим успехом у читателей.

В своей лекции Э.А.Томша рассказал присутствующим, что Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова) родилась в Санкт-Петербурге 12 февраля 1879 года. Богатые культурные традиции семьи с раннего детства помогали раскрытию творческих способностей ребенка, а врожденная музыкальная одаренность Елены Шапошниковой позволяла ей заниматься музыкой. Она свободно овладела прекрасным искусством игры на фортепиано. Освоение музыкального материала и развитие фортепианного мастерства были столь яркими, что все родные и учителя музыки прочили ей прекрасное будущее в фортепианном исполнительстве. В 16 лет после окончания гимназии с золотой медалью Елена Шапошникова поступила в Санкт-Петербургскую частную музыкальную школу, по окончании которой ей прочили яркую карьеру пианистки. Она собиралась поступать в Санкт- Пе¬тербургскую консерваторию.

Лектор привел воспоминания современников о том, что Елена Шапошникова в годы молодости приняла решение выйти замуж за человека высокого художественного таланта, чтобы бескорыстно служить ему и вдохновлять на великие цели. Таким человеком в жизни Елены Ивановны стал Николай Константинович Рерих, в то время уже известный в Петербурге художник. У Николая Константиновича Елена Ивановна нашла поддержку и понимание своих устремлений, жизненных идеалов, в том числе и в музыке, так как Николай Константинович любил музыку и очень хорошо разбирался в ней.

Любовь к музыке Елена Ивановна и Николай Константинович пронесли через всю свою жизнь. Собираясь в Центрально-Азиатскую экспедицию, которая проходила через Индию, Тибет, Китай, Монголию, Алтай и обратно в Индию, Н.К.Рерих «безжалостно изгонял каждый лишний килограмм груза», но «брал с собой патефон с пластинками». Уже находясь в Индии, в долине Кулу Елена Ивановна, несмотря на огромную занятость, находила время для музыки. Вечерами, после трудового дня вся семья Рерихов собиралась вместе. Они делились своими размышлениями и наблюдениями, обсуждали результаты исследований, проводимых в Институте Гималайских исследований «Урусвати» и слушали музыку.

Интерес к музыке, проявившийся с ранних лет в одаренном ребенке, внутренняя потребность и стремление к выражению прекрасного средствами музыки преобразуются спустя годы в осознание важности и значения музыки не только как средства гармонизации чувств и формирования целостного восприятия красоты земной, но и как связующего звена для восприятия красоты космической с ее сферами иной реальности.

Сотрудничество с реальностью Высших миров привело Елену Ивановну к со–творчеству с Великими Учителями Востока – Махатмами, и нашло отражение в философии космической реальности — Учении Живой Этики.

Э.А.Томша раскрыл некоторые положения Учения и рассказал слушателям о том, что на страницах книг Живой Этики подчеркивается важность музыки, музыкального искусства в жизни человека. Музыка и музыкальное исполнительство, несущие в себе синтетическое начало, влияют не только на интеллектуальное развитие, но способствуют расширению сознания и формируют мышление, способное оперировать категориями, «выходящими за пределы логики трехмерного пространства», направляя сознание человека в сферы многомерности Бытия. Такие понятия как ритм, гармония, созвучие и другие, имеющие принадлежность к основам музыкального знания, рассматриваются уже в ином смысловом значении. Например: «Усвоение ритма есть ступень к дальним мирам. Никто не может воспринять тонких вибраций, если он не усвоил ритма и не понимает значения гармонии». Раскрытие содержания этих терминов в ином, космическом значении, явится связующим звеном для изучения наукой иных состояний материи, осознания сущностных вопросов космических законов, космической эволюции и участия человека в «грандиозном энергоинформационном обмене» со всеми энергетическими структурами космического мироздания.

Во время лекции были использованы музыкальные фрагменты любимых произведений Елены Ивановны Рерих, которые создали гармоничную атмосферу, а выступление лектора подтвердило важность музыки и музыкального искусства в современную эпоху формирования космического мировоззрения, где человеку в этом процессе отводится важная роль.

Подробнее:

Елена Ивановна Рерих. Биография:

http://www.icr.su/rus/family/hir/index.php

Из философского наследия:

http://www.found-helenaroerich.ru/heritage

Известные учёные и общественные деятели о Е.И.Рерих:

http://www.found-helenaroerich.ru/worldwide_recognition

Библиография:

http://www.found-helenaroerich.ru/bibliography

Источник Музеи России

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Яндекс.Метрика