.
В жизни пей источник звуков и цвета —
мозг крепнет.
Зов. 04.02.21
***
Чистые мысли музыки помогают передаче
тока.
Молимся звуками и образами Красоты.
Ум и сердце не борются, только плывя океаном
творчества.
И птица духа трепещет от дуновений гармонии.
Зов. 16.02.22
***
Песня посылает нам здоровье, и цвет залечит раны. Потому говорю: счастливы понявшие звук и цвет.
Изначала пророки прикасались к звучанию и цветению. Древнее учение о звоне полно значения.
Озарение. Ч 2 III, 1
***
Яйцеобразная аура свойственна астральному телу. Самая обыкновенная, узкая, по всему телу излучаемая, до двух дюймов. По мере духовности она начинает расти от верхних центров. Сперва от солнечного сплетения, но потом повышается к мозговым центрам, образуя так называемую солнечную ауру. Приливы крови характерны для перемещения ауры, как бы ток напряжения перемещает своё давление. Даже возможны обмороки. Наконец, излучение из нижних конечностей исчезает и собирается кругом. Находящийся в жизни организм делается особенно чувствительным. Особенно к звукам и цвету.
Озарение. Ч 2 III, 12
***
И звуки и цветы являются необходимостью для дальнейших полётов. Звуки жизни сфер и жизненная эманация цветов поистине входят в рецепт Амриты.
Озарение. Ч 2 IV, 1
***
Преломление лучей — эти звуки входят в оркестр музыки сфер. Можно представить кристальность тонкости с мощью вихря.
В мозгу есть центр, называемый колоколом; как резонатор, он собирает симфонию мира и самую глубокую тишину способен превратить в грозный аккорд. Сказано: «Имеющий уши да слышит».
Озарение. Ч 2 IV, 7
***
Нас может радовать как средневековая лютня, так и Вагнера «Валькирии». Хорош также старинный китайский хрустальный инструмент. Чистота тона отвечает чистоте цветов. Его называют радужной арфой. Лучи отлично дают трубные звуки, и вихревые кольца незаменимы, как струнный аккорд.
Озарение. Ч 2 IV, 15
***
«Состояние открытых сокровищ» — называется в древних культах, когда жрица уже помещалась в восьмом этаже, куда вход был запрещён, и лестница была окутана мехом леопардов, чтоб звук не доходил.
Состояние «открытых сокровищ» настолько почиталось, что нарушение покоя каралось как религиозный проступок.
Всё негармоничное поражает особенно; потому удар грома менее опасен, нежели писк новорождённого. Эта простая истина никогда не была записана. Совершенно нельзя теоретически провести границу для гармонии, ибо тональность строя духовности индивидуальна.
Древние знали, что «сокровища» неповторяемы, и берегли от случайностей. Посреди открытия сокровищ, храма Старший наблюдал, какая гамма звуков более затрагивала. Звук сопровождался определённым цветом, — так находили условия для каждого случая.
Озарение, Ч 2 VII, 15
***
Если начнём разлагать материю, мы увидим, как атомы, освобождённые, начнут располагаться по их основному тону и, уходя в эфир, образуют радугу, которая звучит музыкою сфер.
Если целая планета разлагается, то, конечно, следствием будет радуга. Можно это наблюдать на каждом разложении видимой материи.
Озарение Ч 3, IV, 2
***
Ещё укажу, насколько важна была игра пифагорейцев при восходе солнца. Свет для звука является лучшим очистительным фильтром. Только одичание человечества может запереть звук в пыль темноты.
Община, 26
***
Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами! Эта кооперация, начатая сознательно, вовлечёт в орбиту сношения новые миры. И этот небесный кооператив будет расширять бесконечно свои возможности… проявление их произойдёт через канал духа. Сказано, что звук дойдёт первым. Пусть эти фрагменты будут рудиментарны, как первые зазубрины эолита. Пусть целые годы пройдут до понятия сложного смысла; но неоспоримо, что это завоевание начнётся не в обсерваториях и не в оптических лавках. Слух духа принесёт первые вести — не для магистерских диссертаций, но для жизни, которая куёт эволюцию. Учение может сказать чутким — пробуждаясь, помните о дальних мирах; отходя ко сну, помните о дальних мирах.
Услышав какие-нибудь осколки звуков, не отвергайте их, ибо каждый осколок может увеличивать возможности человечества.
Община 29
***
Также в шествии должен быть ритм звука. Ритм звука удерживает толпу от пустословия.
Община, 51
***
Многое вы начинаете делать правильно… Вы отменяете сквернословие и тем признаёте ценность звука.
Община, 143
***
…так как звук есть лишь реакция света, то углублённое познание обратится к значению света и к высшей энергии — материи Светоносной. Materia Lucida…
Лучи и световые волны несут решение новой эволюции.
Община, 173
***
…Мы бывали в ваших театрах и мало ощущали их нужность. Песнь, звук и цвет не должны быть запертыми в искусственных теплицах. Эти ценности должны сопровождать жизнь, анонимно окружая народ лаской красоты.
Община, 180
3
Обычно люди при звуках впадают в психическое бездействие и даже не могут рождать образов. Это происходит от привычки понимать отдых как отупение. Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил даёт произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества.
Можно ли мыслить построение общины без кристаллов звука и цвета? Поистине, это будет кротовая нора! Носители звука и цвета должны принести в общину сосуд нерасплесканный… Цвет и звук будут Амритой Общины.
Община, 224
***
. Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию.
Община, 116
***
Теперь звуки дальних миров могут быть уже скоро уловляемы. Явление провода дальних миров с телесной оболочкой станет возможным лишь в ближайшем будущем.
Агни Йога, 112
***
(Возможность общения с Дальними Мирами) Вспыхивает … неожиданно, …и не поддаётся насильственному развитию, и приходит она в срок развития чуткости организма…
Так же происходит и со звуками дальних миров. Сперва они делаются непреложными в глубине сознания, а затем нежданно влетают в открытое, ликующее ухо. Те, кто не понимают озарения, не поймут того, о чём говорю.
Агни Йога 139
***
Сегодня Урусвати слышала музыку сфер — тот темп, который укрепляет сознание эволюции. Именно, не тема, но ритм составляет сущность музыки сфер. Именно, качество чистоты звуков является междупланетным проводом. Эти звуки слышимы на многих дальних мирах, но на Земле их можно слышать лишь на высотах, и нужно иметь музыкальное ухо. Но ухо, слышавшее музыку сфер, нужно беречь от ветра.
Агни Йога, 149
***
…ритм звука имеет решающее значение… молния ритма может отгонять самые вредные сущности.
Агни Йога, 156
***
Также должны пересмотреть соотношения звука и цвета. Степень развития психической энергии называется светоносной, когда в ней существо начинает излучать свет. Это световое звучание есть степень приближения к познанию дальних миров.
Агни Йога, 260
***
Может ли Материя Матрикс не звучать и не сиять?
Агни Йога, 380
***
При заклинаниях, как знаете, произносились распевы, составленные из странных, порою лишённых смысла, слов. Но не смысл, но ритм имеет значение. Так музыка сфер состоит не из мелодий, но из ритма. Когда развитый дух знает звуки сфер, он поймёт явление мощи ритма.
Агни Йога, 421
***
Вам было дано познать два музыкальных произведения в противоположном исполнении, и дух понял, какая разница воздействия.
Агни Йога,192
Явите музыке сфер понимание.
Беспредельность, 5
***
Вы знаете о воздействии человеческих эманаций на растения. Вы знаете также о воздействии цвета. Теперь нужно напомнить о значении звука. Тождественность этих воздействий знаменательна. Если для увеличения потенциала растения нужно открытое, светло-звучащее сердце, то в звуковом воздействии нужен консонанс и все комбинации доминанта. Явления диссонанса не могут усилить ток энергии. При воздействии на людей диссонанс может быть полезен, как противоположение, для усиления ритма сознания; но при растениях, где сознание минимально, диссонанс лишь является задерживающим условием. При минералах диссонанс будет разлагающим началом. Поистине, роза будет символом консонанса, и доминант света розы будет соединён с сиянием сердца. Не много опытов производилось со звуком на растения, но древние полагали, что лучшие цветы росли при храмах, где было много созвучий голосов и музыки.
Сердце, 66
***
Огонь является самым близким звуку и цвету. И недаром трубный звук так привлекает огонь пространства. И неслучайно могут как бы светиться некоторые картины…
Сердце, 172
***
Вы знает и музыку сфер, и пространственные колокола, и струны звенящие. Спросят: почему же множество людей не знают этих проявлений? Но почему же множество людей довольствуются неверным пением и совершенно не хотят понимать оттенки звука? Между тем даже шорох разрываемой бумаги очень прободает пространство, но большинство даже не замечают это. Так же и с запахом. Ароматы Тонкого Мира вовсе не редко проникают в физический мир, но люди, прежде всего, не желают замечать их. Даже дым пожара люди обычно замечают, когда он уже раздирает горло. Не только нечувствительность, но и неповоротливость делает людей слепыми и глухими. У них нет корня представления, и тем самым они извращают весь смысл Бытия.
Сердце, 267
***
Некоторые слепые чуют внесение огня не по свету, но по звуку. Они даже предпочтительно узнают звучание, нежели теплоту. Можно произвести поучительное испытание не только над слепыми, но и над людьми с плотно завешенными глазами. Но, конечно, такая повязка может препятствовать общей чувствительности, потому показания слепых будут убедительнее. Тем более, что слух у них обычно более обострен. Они могут показать, что даже пламя свечи звучит. Мы очень утончили во многих отношениях чувства наши, но физическое лишение одного чувства обостряет другое. Зрячие могут уловить песень огня в печи, в костре, в пожаре, иначе говоря, в грубейшем проявлении. И при этом люди лишь редко отличают звучание огня от шума сгорания материалов. Но, тем не менее, можно знать о звучании огня.
Китайцы в древности пытались применить огненное звучание к струнным инструментам. Император Огня в своем храме должен был быть сопровождаем огненным звучанием. Так же как Повелитель Вод мог сопровождаться стеклянными инструментами. Такое утончение теперь забыто, конечно, но показывало большую наблюдательность к звучаниям Природы.
Мир Огненный, ч 2, 11
***
Крик сердца обычно понимают, как отвлеченное понятие, но Ур. не скажет так, ибо она слышала и ощущала звучание сердца в его великом напряжении. Действительно, такое звучание существует, и в нем выражается мощная энергия. Самые опасные нападения тьмы разбиваются о такое напряжение энергии…
Мир Огненный, ч 2, 169
***
Тонкий звук подобен языку Тонкого Мира. Он понимается без грубых вибраций земных, также как и музыка сфер присоединяется к нашим тонким вибрациям, и тогда получается ощущение прекрасного.
Мир Огненный, ч 2, 183
***
Звучание на космическую ноту пространственно может передаваться духу, который чувствует тонкие токи. Среди тонких проявлений звучаний духа нужно особенно отметить те, которые слышимы огненному духу. Как нужно прислушиваться к той, казалось бы, неслышимой ноте, которая может передать духу пространственную радость или тоску… Истинно, знающий эти звучания и испытавший радость и тоску общения с пространством, может назваться великим Огненосцем. Об этом свидетельствует огненное сердце Матери Агни Йоги.
Мир Огненный, ч 3, 187
***
…в Тонком Мире голос не нужен и заменен быстрою мыслью, но звучание не покидает Мир. Что же может быть прекраснее музыки сфер? И люди запрещают разговаривать во время музыки. Они правы — звук настолько тонок, что выкрики речи могут порождать самые раздражающие диссонансы. Тонкий Мир в высших сферах, именно, звучит прекрасно.
Мир Огненный, ч 3, 549
***
Звучание может быть понято правильным, но все-таки не дать следствий. Потому не забудем сердечную энергию, которая должна сопровождать звучание. Было бы недостойно, если бы один звук имел решающее значение. Много певцов тогда могли бы достигать следствий. Звук пустой, как медь звенящая. Слышали о том, как по вибрации разбивались стеклянные сосуды. Но даже такая вибрация должна сопровождаться мыслью… Потому мысль так ценна, как двигатель.
Аум, 50
***
. Аум звучит не как имя, но как понятие. Постигающий придет к звучанию, которое созвучит с музыкой сфер. Можно лишь редко услышать земным ухом это звучание сфер, но невежда примет это звучание за шум в ухе.
Аум, 79
***
Звучание гармонии побеждает смятение хаоса.
Аум, 82
***
Музыка нужна для всех огненных посевов. Нужно избирать хорошую музыку; она собирает наши чувства. Но не следует рассеянно пропускать музыку мимо ушей. Так часто люди имеют пред собою великий феномен, когда они не слышат самое громкое и не видят самое яркое. Часто люди совершенно изолируют себя от окружающего, но не хотят понять, что, именно, это качество очень ценно, если мудро осознано.
Мир Огненный. Ч 1, 330
***
Ритм есть породитель сотрудничества. От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений; так накоплялось сознание о двигателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражение и разъединение. Он утверждал одинаковое устремление, потому музыка перед общей работой есть знак единения. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение. Так лишь огненное сознание подскажет утонченность ритма… Обитель Агни открывается не рассудком, но гармонией ритма… Только верный ритм несет нас вперед и охранит от запаздывания… Невозможно иметь разбитый ритм, то отступающий, то наступающий; так происходит неимоверная и бесполезная затрата энергии.
Мир Огненный, ч 2, 17
***
Лечение музыкой уже применяется, но следствия не всегда ощутимы. Причина в том, что не принято развивать восприятие музыки. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки, невозможно понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер — только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого. Может ли народ совершать свое восхождение без песни?
Братство, 292
***
…музыка сфер не требует мелодии, но основана на ритме, ибо остальное резонируется сердцем. Именно, сердце будет соединителем миров…
Иерархия, 219
***
Нередко люди различают частицы музыки сфер, так же как вибрационные дифференциации света, и только ложное отношение ко всему сущему не позволяет им сосредоточиться на этом. Так начинается заколдованный круг неискренности. Явление действительности попадает в разряд недопустимого. Прискорбно видеть, как люди стыдятся лучших своих проявлений. Тем самым они не только нарушают своё значение, но и готовят обезображивание Тонкого Мира.
Мир Огненный, ч 1, 198
***
Также вполне справедливо назвать музыку сфер песней Огня. Разве не огненные вибрации созвучат? И не есть ли это звучание питание излучениями?
Мир Огненный , ч 2, 4
***
Не нужно думать, что звуки дальних миров будут чем-то невообразимым. Прежде всего, они будут звучанием, ибо ток создает вибрацию. К этим звучаниям нужно привыкать. Можно понять, что так называемая музыка сфер сравнительно часто граничит со звучанием дальних миров. Во всяком случае, каждая музыка сфер уже связывает миры, ибо та же вибрация достигает планеты дальние.
Мир Огненный. Ч 2, 66
***
К трем Мирам Незримым надо осознать и миры населенные. Нужно понять эти океаны мыслей, которые рождают музыку сфер.
Аум, 137
***
Диссонанс слышнее консонанса. Когда прислушаться к низшей надземной сфере, можно поразиться мучительными стонами, воплями и криками ужаса. После стенаний следующие сферы кажутся молчаливыми, но это впечатление относительно. Музыка сфер величественна, но она не раздирает нервных центров. Так и во всем сущем люди привлекаются диссонансом, но лишь немногие умеют сознавать созвучие.
Братство, 480
***
…Звук несёт в себе семеричный аспект вещи единой. Первое – звук, второе – цвет, третье – запах, четвёртое – магнитную волну. Три прочих аспекта постичь человечеству вашей планеты ещё не дано.
Вибрация, вызывающая явление звука в слуховом аппарате человека, помимо звука, порождает в сознании образы, ибо звуковое значение слова связано с формой, или мыслеобразом. Даже отвлечённые понятия вызывают какие-то смутные представления в виде неясных образований.
Звук связан и с чувствами, или эмоциями. Так слова «бесстрашие», «смелость», «геройство» поднимают в душе созвучные чувства в той или иной степени.
Отдельные буквы и слога, лишённые обычного содержания, несмотря ни на что, несут в себе силу воздействия на нервные центры, заставляя их вибрировать в унисон с нотой звучащей.
Аккорды мажорные и минорные имеют разное воздействие на человека. Конечно, музыка воздействует мощно. Область звука широка.
В природе и Космосе звучит всё: растения, камни, лучи и грома раскаты, звучит даже северное сияние. Алмазы звучат, кристаллы звучат, звучат драгоценные камни. Звучат и металлы, и каждый имеет свою ноту и цвет. Цвет установлен спектром, но звук предстоит определить науке будущего.
Семеричный аспект всего, что есть, отводит звуковому выражению Вселенной не менее важное место, чем цветовому или области форм. Звук, порождённый в пространстве, не исчезает, но остаётся в нём навсегда в виде звуковых отпечатков в Акаше.
Человек может воспроизвести звук голосом или с помощью музыкальных инструментов, или просто двигая предметами, но он ещё способен творить звуки беззвучные, звучащие внутри, как бы ментально или астрально. Композитор может создать целую симфонию звуков. И может их слышать, и слышать даже не создаваемые им, а просто улавливаемые из пространства. Ибо существует мир звуков физических как бы, и мир звуков астральных, и выше.
Единая вещь, будучи семеричной по своей структуре, открывает сознанию человека тот или иной аспект своей сущности. Можно видеть цветок, можно ощущать, закрыв глаза, только лишь запах, а можно уловить и его ноту.
Конечно, каждый слой, или план существования, семеричен тоже, и подразделение можно углубить и расширить, как расширена, положим, шкала музыкальная, повторяющаяся на более высоком или более низком регистре октавами.
Самый совершенный звуковой аппарат – это аппарат человеческий, ибо голос его свободно несёт в своих звуках то, что хочет вложить в него говорящий. Голос магнетичен. Он обладает очень большой магнитной силой, или силой магнитного воздействия. В голос, вдобавок, можно вложить чувство и мысль. По содержанию нет ничего в природе богаче звуков голоса человека. Потенциально в нём заключаются все семь элементов со всеми своими подразделениями. Но сознательно человек овладел только очень немногими из них. Голоса разных людей различаются между собою числом элементов, которыми овладел говорящий и которые он применяет в огромном большинстве случаев бессознательно…
Надо учиться вкладывать в речь смысл и значение, и силу, изгоняя болтливость и лепетание. Голос – могучее оружие Света, если несёт в себе свет. Да! Да! Голос может нести в себе и передавать другим заряды света… Можно разговаривать с вещами, деревьями, растениями, камнями. Можно беседовать с природой, с пространством… Каждый звук, произнесённый человеком, не без значения. Но когда в него вкладывается мысль, то он особенно силён…
Грани Агни Йоги 1957 г., п. 543