Киреева Т.И. Тенденции и направления музыкального творчества региона конца ХІХ – начала ХХ века в контекста теоретических и практических вопросов культурологии.

ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА РЕГИОНА КОНЦА ХІХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Т.И. Киреева
Донецкая государственная консерватория им. С.С. Прокофьева

В работе рассматриваются вопросы становления и развития музыкального творчества Донбасса конца XIX – начала XX века: тенденции, направления, периодизация, смена этапов в музыкальном историческом процессе, связь всемирных музыкальных концепций с идеями региональных периодов. Показаны также актуальные аспекты культурологии Донбасса. Все это дает возможность по-новому взглянуть на практическое освоение прошлого, на современное музыкальное творчество и на процесс предвидения будущего в музыкальном творчестве и искусстве края.

Первая попытка систематизировать и упорядочить имеющиеся сведения о прошлом музыкальном творчестве Донбасса в связи с общим культурным и социальным фоном позволяет считать этот период временем нарративной историографии. Историко-музыкальный массив имеющейся и растущей литературы середины ХІХ-начала ХХ века стали фундаментом для образования и музыкального развития региона, однако не приобрел тенденции к необратимому процессу эволюции музыкальной и научной мысли, поскольку не достиг стадии самостоятельного, развивающегося комплекса пусть небольших, но исследований.

В то же время парадигмальный строй всемирного музыкального искусства служил главнейшим фактором появления и развития музыкального творчества края. Его формирование связано с тенденциями и направлениями охватившими всю Европу:

1.Фольклорное движение. 2.Сложно-комбинационные пласты, полистадиальность профессиональных традиций разных эпох. 3. Эволюция композиторских школ; 4. Взаимосвязь профессиональной и народной музыки. 5. Преемственность в музыкальном искусстве – мощной опоре нового Возрождения и т.д.

Внешние обстоятельства жизни региона благоприятствовали расширению горизонтов просветительства. Результаты любительских музыкальных увлечений, изучение музыкальной грамоты, песен, постановки спектаклей, опер, появление хоров, оркестров народных инструментов, симфонических, духовых оркестров, частных музыкальных школ побуждали к более целенаправленной деятельности в культуре и искусстве.

Эволюционно-просветительская деятельность оказалась исторически плодотворной. В газетах “мелькают” краткие сообщения о сольных, ансамблевых выступлениях, благотворительных концертах. В домах, усадьбах аристократов и новоявленной буржуазии происходит закрепление концертных и камерных жанров, появляются исполнительские традиции.

Продолжается коллекционирование книжных редкостей, нововведением можно считать собирание нотной литературы, музыкальных инструментов и художественных картин. Это первое направление в становлении музыкальной историографии края.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Agni-Yoga Top Sites