Рерих и Римский-Корсаков.

РЕРИХ И РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. III.

Авторы: Черникова Валентина / Кочергина Наталия

Всё творчество Н.А.Римского-Корсакова, как верно заметил Н.К.Рерих, шло «в восходящем аккорде». Создатель «несчётной сокровищницы» опер, романсов и симфонических произведений, композитор в каждом своём творении раскрывался по-новому. Неукротимый дух новаторства вёл его по ступеням совершенствования, и, начав свой путь как представитель «Могучей кучки», Римский-Корсаков завершил его вдохновенным творческим взлётом, претворив поиски искусства нового века. В нём поражает не только не ослабевающая с годами энергия, но и глубокая, сильная индивидуальность творца-мыслителя, создавшего в своих произведениях цельную художественную картину мира, устроенную по законам порядка, гармонии и красоты. Главной же темой его творчества стало воспевание Красоты как высшего нравственного Идеала. Всё это необычайно сближает Римского-Корсакова с Рерихом, который считал, что Красота есть одно из оснований Мира. По мысли Рериха, Красота обладает великой действенной силой и способна преобразить жизнь людей; потому лишь то искусство будет истинным, способным пробудить в людях лучшие чувства, которое несёт в себе спасительные зёрна Красоты.

В жизни и творчестве Рериха музыка Римского-Корсакова занимает очень важное место; достаточно сказать, что оперы Римского-Корсакова составили почти половину всех оформленных художником постановок. Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу? Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко». Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895). Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909). А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова…

Сюжет былины о Садко всегда волновал композитора, и спустя 30 лет после появления симфонической картины вылился в создание грандиозной оперы-былины, вобравшей в себя её основные музыкальные темы. Из глубин далёкого прошлого память народная донесла повествование о легендарном певце, магической силой своего искусства покорившего царство морское и принёсшего славу и богатство великому Новгороду. Особенности былинного стиля сказались на музыкальной стороне оперы. В величавости и неторопливости повествования, в особом былинном распеве и возвышенности речи героев, в переплетении двух планов — «седой языческой древности» и «элемента волшебного» — воссоздаётся целый мир северорусской старины с её строгой красотой, «мир людей, не знавших ни татарского ига, ни холопского недуга».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.
Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Агнивести: новостной канал Рериховского движения этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира группа Соратники,Юрий Рерих, защита наследия, квартира Юрия Рериха пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих Живая этика и искусство Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания

Agni-Yoga Top Sites